
Вопреки расхожему мнению, на российском фондовом рынке не только Сбер и Яндекс занимаются разработкой и внедрением ИИ. В декабре 2025 года консалтинговая компания «Яков и Партнёры» (бывш. McKinsey) опубликовала
исследование о внедрении ИИ в российском бизнесе:
По итогам текущего года 71% компаний применяют эту технологию хотя бы в одной из функций, что на 17 процентных пунктов выше, чем в 2024-м. Согласно опросу СТО, за два года генеративный ИИ вышел далеко за рамки точечных экспериментов: среднее количество функций, где запущены пилоты или полное внедрение, выросло с 2,4 в 2023 г. до 3,1 в 2025-м, а сама технология используется уже в 80% ключевых бизнес-функций.
Согласно результатам опроса, 64% компаний внедрили Генеративный ИИ и ИИ-агентов (чат-боты, ИИ-помощники для планирования и т.д.) хотя бы в одну бизнес-функцию, 68% внедрили Речевые технологии и обработку естественного языка, 81% — компьютерное зрение и 90% — рекомендательные системы.

Главное, что здесь нужно понимать, что ИИ получил популярность в последние годы благодаря чат-ботам и генерации видео с котами, но его функции выходят далеко за эти пределы. Он уже давно с нами и никуда не денется. Вот несколько примеров применения компьютерного зрения, которое редко вирусится в сети:
- Подсчет картошки на конвейерной ленте.
- Определение негабаритных предметов.
Результаты исследования действительно впечатляют. Основываясь на собственном опыте, скажу, что внедрение ИИ в ту или иную бизнес-функцию сталкивается с критикой ещё на уровне гипотезы. Решения, которые уже внедрены, вероятно, доказали свою эффективность задолго до воплощения в жизнь.
Ещё один важный момент заключается в том, что на рынке, в большинстве случаев, сложно найти готовое решение для таких задач. Компании оказываются перед выбором, либо нанять разработчиков и самостоятельно разработать ПО, либо нанять разработчиков и самостоятельно доработать чужое ПО.
Искать компании с внедренными ИИ-инструментами сложно. Менеджмент может откровенно фальсифицировать данные об эффективности решений, для повышения инвестиционной привлекательности компании или выполнения собственных KPI. Вот
пример, который, недавно получил широкую популярность в сети.
Однако во время золотой лихорадки зарабатывают продавцы лопат. В нашем случае есть три лопаты: готовое программное обеспечение с ИИ (к ним мы относимся скептически), комплектующие для серверов (к сожалению, у нас нет своей Nvidia) и облачные решения (вот тут мы можем разгуляться).
По сути своей «облако» — это дистанционный сервер, на котором компания разворачивает ПО. Для работы ИИ нужно очень много памяти и вычислительных мощностей, но санкции, ажиотаж вокруг ИИ и других технологий, значительно повышают сложность создания собственных вычислительных центров и повышают спрос на аренду мощностей.
В
другом исследовании «Яков и Партнёры» также говорят о привлекательность облачных технологий для российского бизнеса. На рынке есть несколько компаний, которые предоставляют услуги по аренде облачного пространства. И, удивительное совпадение, их выручка постоянно растет (
раз ссылка,
два ссылка).
Ещё один важный аспект — доступность электроэнергии: Россия занимает
5-е место в мире по производству электроэнергии, но
цены заметно ниже, чем у конкурентов. А у того же Ростелекома есть
центр обработки данных на территории АЭС, что значительно снижает расходы на логистику энергии.
В одном из следующих постов изучим сильные и слабые стороны компаний: их мощности, темпы роста выручки, инвестиционные программы, законодательные ограничения, менеджмент и др. Не инвестиционная рекомендация.
Больше постов в тг-канале:
t.me/klochcoffee