(Это хорошая новость-продолжение переговоров)*
ОПЕК+: позади – не только сделка, но и эпоха высоких цен на нефть
✔️ Как и ожидалось, альянс ОПЕК+ подтвердил решение о сохранении текущих квот на добычу нефти в январе, феврале и марте 2026 г.
▪️ В этом есть своя логика: повышение квот может «увести» стоимость Brent ниже $60 за баррель, а сокращение квот ударит по интересам ведущих участников сделки, которые в последние годы столкнулись с сокращением доли на рынке из-за роста добычи в Северной и Южной Америке.
✔️ Скорее всего, альянсу придется вернуться к повышению квот со второго квартала 2026 г., когда, даже несмотря на декабрьское решение, цены Brent уйдут ниже $60 за баррель, и участникам сделки придется компенсировать потери за счет наращивания предложения.
▪️ Помимо замедления прироста спроса, на рынок будет влиять нивелирование геополитической премии: торможение региональных конфликтов – в том числе на Ближнем Востоке – будет способствовать дальнейшему падению цен на нефть.
✔️ В целом, альянс достаточно эффективно вышел из сделки: по итогам 2025 г. квота восьми ведущих участников – Саудовской Аравии, России, Ирака, ОАЭ, Кувейта, Казахстана, Алжира и Омана – превысит уровень марта 2025 г. почти на 2,9 млн баррелей в сутки (б/с), что эквивалентно двухлетнему глобальному приросту спроса.
▪️ При этом рынок избежал резких колебаний цен на нефть – в отличие от 2020 г., когда еще до начала наиболее острой фазы пандемии COVID-19 цена Brent опустилась до $30 за баррель.
✔️ В целом, к концу подходит не только основная фаза реализации сделки, но и эпоха высоких цен на нефть, которая началась в 2004 г., когда последствия войны в Ираке наложились на бурный рост спроса в Китае.
▪️ Впереди – эпоха сравнительно низких цен; и если предыдущая эпоха низких цен длилась в течение двадцати лет (с 1985 по 2004 гг.), то у новой вряд ли будут временные рамки, в том числе из-за структурных изменений спроса.
Родионов, экономический обозреватель
Богатый выбор икры свидетельствует о развитости продуктового рынка в стране
Сотни малых и моногородов со временем могут исчезнуть с карты России из-за активного оттока населения. Молодые люди уезжают из города, старшее поколение — неизбежно убывает. Эффект убывающих городов нельзя объяснить одной причиной. Люди уезжают от общего ощущения безысходности, отсутствия будущего. Лучшее будущее небольшого города начинается с архитектуры социальных изменений.