Добрый вечер, уважаемые инвесторы и спекулянты. Хочу поделиться мыслями по поводу замороженных активов на западе, но, для начала, сразу хочу предупредить, что никакими инсайдами я не обладаю, всё нижесказанное является ничем иным, как плодами моего воображения. Пишу скорее для себя, так проще собрать мозаику из разрозненных фактов по теме из заголовка. С фактов и начну, пожалуй:
1) Как почти все помнят, в феврале-марте 2022 года запад заморозил, но до сих пор не экспроприировал часть золотовалютных резервов Центробанка России, счета в своих банках и активы государственных и частных лиц из России и, вдобавок, национализировал дочерние предприятия всяких Газпромов, Роснефтей и т.п. Ущерб от экспроприации в прессе не афишировался, насколько я помню, а вот сумма замороженных активов ЦБРФ активно гуляет по сети и сегодня: речь об около 300 млрд. долларов, из которых около 200 лежат в Европе, 65 в США и 35 в Британии.
2) В ответ на это президент Путин подписал указы №95 и 138, вводящие и регламентирующие режим счета типа «С». Если вкратце, то все долги, дивиденды, купоны по облигациям, прочие займы и.т.п. в сторону запада на запад не платятся, а платятся на эти счета «С» и платятся в рублях. На начало 2022 года внешние долги гос- и частного сектора оценивались самим ЦБРФ в сумму около 500 млрд долларов.
3) В начале 2025го года ЦБРФ торжественно рапортует о том, что внешний долг снизился до менее 300 млрд. долларов
4) 31го июля ЦБРФ объявляет о учреждении счетов типа «Ин». Счета банковские, брокерские, депо и т.д. интересны тем, что предназначены для иностранных инвесторов и с них допускается перевод денежных средств.
Куда делись 200 млрд. долларов внешнего долга?
Рискну предположить, что почти полностью они оказались на счетах «С» в рублях. Предположение строится на следующих умозаключениях:
а) Среди держателей (прежде всего номинальных) нашего внешнего долга процентов на 99 были так называемые недружественные резиденты. Китай нам в долг до сих пор давать не хочет, а у остального мира денег нет.
б) Держателями облигаций и депозитарных расписок на наши акции и, соответственно получателями дивидендов и купонов по ним же, также являются западные участники финансовых рынков.
Что в сумме? А в сумме получается около 200 млрд долларов долга, 20% Роснефти, процентов 30-40 Сбербанка, минимум 25% Газпрома, остальные по мелочи и выплаченные неплохие дивиденды госкомпаниями за 2021-2024 года. Никто из всего этого на западе живыми деньгами не получил ничего и всё это в сумме на миллиардов 300 долларов и тянет.
Далее, а зачем учреждать счета «Ин», когда со счетами «С» еще не разобрались? Или разобрались уже, только молчим? Почему в июле 2025го? Почему не раньше или не после окончания СВО? А потому, что в начале 2025го стало ясно, что размер средств на счетах «С» или уже перекрыл сумму замороженных активов западом или в очень краткосрочной перспективе её перекроет.
Все эти конфискации самый плохой вариант из всех возможных. Пусть уж лучше остаются ещё 10 лет замороженными.