Многих сейчас волнует судьба
#ЛУКОЙЛА, в связи с санкциями, отсутствием решения по дивидендам и распродажей активов за рубежом.
Давайте попробуем немного разобраться...
1. Последствия введения санкций
Речь идет о самых жестких санкциях — полноблокирующих (SDN)
— Все активы «Лукойла» в юрисдикциях США и их союзников будут заморожены. Компания не сможет получить к ним доступ.
— Любые сделки с участием американцев будут запрещены. Это касается не только продажи нефти, но и закупок оборудования, технологий и финансовых услуг.
— «Эффект домино» от вторичных санкций: Большинство международных компаний и банков, даже из нейтральных стран, перестанут работать с «Лукойлом», чтобы не попасть под собственные санкции США.
Это критически затруднит поставки нефти и нефтепродуктов, расчеты, получение кредитов, страхование грузов, аренду танкеров, особенно для дальних перевозок, прекратятся поставки высокотехнологичного оборудования и ПО для геологоразведки и добычи на сложных месторождениях (например, арктическом шельфе). Это приведет к долгосрочному снижению добычи.
Как это повлияет на финансовые результаты?
— Выручка сильно упадет из-за потери ключевых рынков сбыта (Европа, хотя она уже активно уходит), резкого увеличения логистических издержек на перенаправление потоков (например, в Азию со скидкой), сложностей с заключением новых контрактов.
— Чистая прибыль сократится еще сильнее, чем выручка, из-за гигантских скидок на продаваемую нефть (в основном Urals торгуется со скидкой $15-25 к Brent), роста операционных расходов (удорожание логистики, страхования, обходных схем оплаты), курсовых потерь из-за замороженных валютных средств, увеличения стоимости заемного финансирования или полной потери доступа к нему.
— Денежный поток снизится, что ограничит возможности для инвестиций.
— Инвестиционная программа будет резко сокращена. Проекты с длительным сроком окупаемости и высокой капиталоемкостью (шельф, СПГ) будут заморожены или отменены.
Как ИТОГ: В краткосрочной перспективе — резкое падение всех ключевых финансовых показателей. В долгосрочной — стагнация и постепенная деградация бизнес-модели, ориентированной на экспорт, без доступа к технологиям и финансам.
2. Что будет, если «Лукойл» продаст активы за рубежом?
Вопрос1. Кто будет покупать?
В условиях санкций круг покупателей крайне ограничен. Это будут либо компании из «дружественных» стран (Китай, Индия, страны Ближнего Востока), либо российские структуры.
Покупатели из «дружественных» стран будут прекрасно осознавать ситуацию отчаяния «Лукойла» и предложат цену значительно ниже рыночной (скидка 50-70% и более). Это будет распродажа активов по заниженным ценам.
Вопрос 2. Что будет с вырученными средствами?
Это главный вопрос. Если на компанию наложены полноблокирующие санкции, ей будет крайне сложно или невозможно получить выручку от продажи активов, так как расчеты будут проходить через западные банки, которые заблокируют транзакции.
Даже если деньги удастся получить, их будет практически некуда инвестировать на Западе. Скорее всего, они будут возвращены в Россию (с новыми курсовыми рисками) и направлены на поддержание текущей деятельности.
Вопрос 3. Стратегические последствия:
— Потеря стабильных доходов: Зарубежные НПЗ и АЗС — это стабильный денежный поток, который исчезнет.
— Упрощение бизнес-модели: «Лукойл» превратится из глобальной интегрированной нефтяной компании в основном в экспортера сырой нефти с ограниченными возможностями переработки и сбыта за рубежом.
— Потеря рыночных позиций: Компания может и не навсегда, но уйдет с многих перспективных рынков.
— Риск национализации или давления внутри России: Вырученные средства могут привлечь внимание государства, которое может оказать давление на компанию с целью направления средств на «приоритетные» проекты или увеличения налоговых отчислений.
Это, конечно, маловероятно, но слухи ходят давно и исключать такой вариант тоже нельзя. Хотя, тут сами думайте
Как итог по продаже активов: Это вынужденная мера для быстрой мобилизации денежных средств и ухода от риска полной конфискации активов в недружественных юрисдикциях. Однако проводится она будет в крайне невыгодных условиях и приведет к долгосрочному ослаблению компании, потере диверсификации и стабильных источников дохода.
Теперь ВЫВОД:
Это тяжелейший удар с далеко идущими последствиями:
Финансовый шок: Резкое падение выручки, прибыли и инвестиционных возможностей.
Операционная изоляция: Потеря доступа к рынкам, технологиям и финансам.
Вынужденная реструктуризация: Распродажа международных активов за бесценок для выживания.
Компания не обанкротится мгновенно благодаря своим масштабам в России и поддержке государства, но ее глобальная конкурентоспособность и долгосрочные перспективы роста будут серьезно подорваны. Ее будущее будет все больше зависеть от внутреннего рынка и ограниченного круга партнеров в Азии, а также от политики российского правительства в нефтегазовой сфере.

На истину не претендую!
Паниковать не нужно, но призадуматься можно.