Менеджеры Сбербанка разных уровней очень много рассказывают, как искусственный интеллект (ИИ) широко применяется в Сбербанке для безопасности операций клиентов, как высоки стандарты операционной работы сотрудников Сбербанка в плане безопасности клиентов и т.д. и т.п.
Вся работа Сбера построена по методологии agile. Даже разработана и внедрена собственная методология «Sbergile», позволяющая учитывать специфику именно Сбера.
Не буду перечислять все 12 основных принципов agile манифеста (основных принципов работы по методологии agile). Перечислю основные:
— Потребности клиента должны быть на первом месте.
— Самый эффективный и практичный способ обмена информацией — непосредственное общение.
— Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству.
— Команда должна регулярно анализировать возможности улучшения эффективности и корректировать работу.
Не буду отрицать, что в Сбере много чего хорошего сделано, но понятно, что все эти красивые слова, лозунги, презентации и успехи надо делить на 2-4, а возможно на 7 или 10 и тогда картина будет ближе к реальной.
Суть вопроса.
Одна моя пожилая родственница попала в схему с мошенниками (сразу скажу, что в итоге все закончилось без материальных потерь). Пожилой человек советского воспитания попала в жернова аферистов, отлично владеющих методами социальной инженерии.
Позвонили из «налоговой», далее звонили из «прокуратуры» и т.д. в итоге надо снять деньги из банка для проверки и размещения на безопасном счете. Убедили это сделать и прислали такси. Родственница поехала в отделение Сбербанка и ОДНОМОМЕНТНО закрыла 2 срочных вклада с потерей процентов и сняла практически все деньги с пенсионного счета. Всего 700 тысяч рублей с трех вкладов. Деньги предварительно не заказывались (лимит выдачи в отделении без заказа 600 тысяч рублей).
Система ИИ Сбера посчитала эти операции типовыми!!! и пропустила их. Оператор и контролер также посчитали операции типовыми!!!, провели их, выдав деньги. Т.е. операционист и контролер отделения не провели элементарную проверку клиента на предмет воздействия на него мошенников, не задав ни единого вопроса (например, «Что у Вас случилось экстраординарное, если вы закрываете 2 вклада досрочно?», «Для каких целей вам деньги вечером?» и т.д.). Или подобная процедура отсутствует в территориальном подразделении?
Родственница проживает в небольшом городе на юге. Деньги в Сбере она снимала около 18 часов вечера, для местных это глубокий вечер, как 21-22 в Москве. Зарплата в 50 тысяч в месяц там считается очень хорошей. Большинство местных получает 30-40 тыс. в мес. По сути, было снято 2 годовых зарплаты местного жителя.
Пару примеров для контраста:
Я написал претензию по этому случаю, со мной связалась сотрудница Сбера и сообщила, что ей потребуется время сверх регламентного для проведения анализа ситуации и получения объяснений от сотрудников отделения.
Мои ожидания от ответа были такие: типа спасибо за сигнал, разберемся сделаем выводы, а детальную информацию может узнать клиент, либо Вы на основании доверенности. Как итог, получив обратную связь, Сбер бы закрыл «дырку» и в дальнейшем в нее не попадали бы клиенты.
А потом неожиданно быстро пришел ответ. Суть его меня удивила. Это была абсолютно формальная отписка (совсем не по agile), типа у тебя нет доверенности, гуляй лесом.
В тексте содержалась фраза:
«Дополнительно сообщаем, что любая операция, которая вызывает сомнения у банка, может быть отклонена автоматически в целях обеспечения сохранности денежных средств клиентов.
При этом выборка операций для дополнительного подтверждения, а также подозрительных операций происходит в автоматическом режиме по внутрибанковскому алгоритму.»
Этой фразой Сбер признает, что операции моей родственницы не вызвали у него сомнений, т.е. это типовые для нее операции!!
Вы представляете, насколько днищенский этот алгоритм? В нем много искусственного, но точно нет ничего от интеллекта.
Далее я обратился лично в клиентскую службу отделения в Москве и там тоже получил от ворот поворот. Т.е. клиентским менеджерам, точнее их руководителям, не интересно улучшение качества обслуживания клиентов.
Подведем итог:
Получается делить надо на 10. 😊
Буду ли я в дальнейшем пользоваться Сбером? Да, буду, потому что смена банка в России – это смена каюты на Титанике 😊.
Все остальное… это все ваши ожидания… я вот удивлен, что деньги вернули. Обычно такие истории не в пользу клиента.
За скобками оставляю людей которые так легко расстаются с кровно заработанными… (хотя всякие сценарии помощи близким не исключаю )