Посмотрел первый День инвестора GloraX и хотел бы поделиться своими впечатлениями. Было очень интересно на примере глянуть, какие есть стратегии развития для девелопера сейчас, особенно на фоне высоких ставок и отмены льготной ипотеки.
GloraX делает ставку на мастер-девелопмент – они покупают землю без градостроительных документов, самостоятельно разрабатывают их и только потом выводят проекты на рынок. Такой подход потенциально более прибыльный, потому что позволяет заходить проекты дешевле, но требует экспертизы и умения договариваться с властями, в чем девелопер видит свое преимущество.
По словам представителей компании, срок выхода проекта на рынок у них – 15 месяцев, что быстрее средних отраслевых показателей.
Предварительные цифры GloraX:
● Выручка 2024 года – 30 млрд рублей (рост в 2 раза)
● EBITDA – 9 млрд рублей, рентабельность 30%
● ND/EBITDA не выше 3
Планы впечатляют, но здесь важно понимать – вся отрасль чувствительна к экономике, процентным ставкам и спросу. Посмотрим, начнется ли снижение ключевой ставки в этом году, что должно, по идее, помочь сектору.
GloraX уже работает в 10 регионах. Их цель – 10% рынка в каждом регионе присутствия.
Для поиска участков у них своя аналитическая модель – ежегодно анализируют 2500+ площадок и выбирают 10-15 лучших, соответствующих критериям: IRR свыше 30% и рентабельность по чистой прибыли более 10%. Это плюс – меньше рисков неудачных и убыточных проектов.
GloraX обозначил четкие цели на 2025 год – компания хочет закрепиться как первый федеральный мастер-девелопер, продолжая расширять присутствие в регионах. В планах – реализовать минимум три проекта мастер-девелопмента, увеличить объем строительства до 1 млн кв. м, а количество регионов присутствия довести до 13-15. Если измерять в деньгах, то в этом году компания планирует заработать 45 млрд выручки и 13,5 млрд EBITDA. Кроме того, они ориентируются на повышение рентабельности по EBITDA.
Мероприятие мне понравилось. У GloraX понятная стратегия как собираются расти дальше. Пока всё выглядит логично и реалистично – если им удастся реализовать задуманное, они могут занять серьезную нишу в регионах, за счет чего и дальше будут расти высокими темпами. Но, как и в любом девелоперском бизнесе, многое зависит от экономики и умения адаптироваться к изменениям рынка.