По итогам завершившегося в четверг заседания Банка Японии было объявлено о старте нового раунда смягчения монетарной политики. Меры, которые должны быть реализованы в ходе этого раунда, оказались довольно агрессивными – речь идет об удвоении объема программы по скупке Банком Японии активов в течение ближайших двух лет. Такие действия (помимо всего прочего) означают дальнейшее, еще большее падение курса иены, что уже нашло отражение в котировках финансовых инструментов – с момента окончания заседания иена подешевела к доллару США на 350 пунктов, к евро – на 550 пунктов.
Хотя власти Японии не скрывали своих намерений продолжать проводить сверхмягкую монетарную политику, их действия в этот раз намного превзошли ожидания участников рынка. Так, известный финансист Джорж Сорос (который, кстати, за последние несколько месяцев заработал более миллиарда долларов, играя против иены), высказал опасения, что чрезмерное ослабление курса японской валюты может вызвать «лавину», когда инвесторы, опасаясь чрезмерного удешевления активов, номинированных в иене, начнут массово выводить свои средства из страны.
«То, что сейчас делает Япония – очень опасно, поскольку это происходит после 25 лет роста дефицита бюджета, в течение которых экономика топталась на месте», – заявил Сорос в интервью CNBC сегодня утром. «Если иена начнет падать, что уже, собственно, и происходит, и люди в Японии поймут, что это падение продолжится, они станут выводить деньги за границу, и это будет сильно напоминать лавину».
Смягчение монетарной политики – является одним из основных элементов новой экономической стратегии премьера Синдзо Абэ, которую в прессе часто называют «абэномикой» или «политикой трех стрел». Две другие «стрелы» – это реформы в налоговой сфере направленные на выравнивание показателей бюджета и структурные реформы, направленные на повышение экономической эффективности страны.
Япония оказалась в сложном положении после того, как в середине 1980-х начале 1990-х лопнул пузырь на рынке недвижимости и произошел коллапс финансовых рынков (похожая картина наблюдалась в США в 2007-09). Правительство было вынуждено спасать неэффективные компании, предоставляя им финансирование. Это привело к росту государственного долга и существованию большого количества «компаний-зомби», которые формально еще «не умерли», но их «жизнь» зависела от внешнего финансирования. Это возымело негативный эффект на всю экономику, и, помимо всего прочего, вызвало дефляцию, которая вот уже многие годы наносит серьезный вред японскому бизнесу. На борьбу с дефляцией, в основном, и направлены сейчас действия монетарных властей.
Премьер-министр Японии Синздо Абэ настроен весьма решительно, и не раз заявлял, что сделает «все, что потребуется», чтобы положить конец дефляционным процентам и выйти на целевой ориентир по инфляции в 2% в год. Уже есть результаты – курс иены упал на 20% за последние 4 месяца, и снижение стоимости национальной валюты дало потребителям стимул тратить больше. Расходы в первые два месяца этого года оказались на 3% выше, чем за аналогичный период 2012 г., притом, что зарплаты остались примерно на одном уровне.
До вчерашнего заседания представлялось, что планам японского руководства по ослаблению иены могут помешать события в Европе. Кипрская история, напугавшая международных инвесторов, могла сделать японскую валюту, которая считается традиционно «тихой гаванью», еще более привлекательной. Действительно, курс японской валюты в последние недели (как раз тогда, когда европейцы решали отбирать или не отбирать деньги у вкладчиков кипрских банков) заметно укреплялся. Однако теперь это укрепление уже отыграно, и иена снова находится вблизи своих минимумов.
Представляется, что в случае с текущими действиями Банка Японии классический подход «покупай слух, продавай факт» не работает. По крайней мере, до сегодняшнего дня, слова японских руководителей не расходились с делом, пообещали смягчение политики – провели смягчение политики. Весьма вероятно, что в свете решительного настроя премьера Абэ и главы Банка Японии Куроды побороть дефляцию, такая ситуация сохранится и в дальнейшем.
Сергей Кульшан, аналитик компании
Admiral Markets.