Анализировать последние события на Кипре, тем более пока далекие от своего финала, для всей мировой финансовой системы крайне сложно. Слишком сложные процессы сейчас происходят в мире, слишком много различных сил задействовано в Игре, слишком маленький кусочек представляет собой Кипр в общей мозаике. И з данном тексте вы не найдете ответов, скорее найдете вопросы, позволяющие взглянуть на проблему с разных сторон.
Сам ход развития конфликта уже дает богатую пищу для размышлений. Вот лишь некоторые из моментов, заслуживающие пристального внимания:
1. Очень резкое и неожиданное начало. Здесь можно вспомнить недавние события вокруг греческого долга. Там все развивалось в традиционном ключе. Проблемы с обслуживанием долга повлекли просьбу о помощи. Образовалась комиссия кредиторов, которая выдвинула некоторые условия предоставления финансовой поддержки против мероприятий, которые должно было совершить местное правительство. После взаимных попыток давления шантажа и угроз последовала серия взаимных уступок, и проблема, хоть и не была разрешена, но была задвинута вглубь, исчезла из новостных заголовков в СМИ. «Поверхность» информационного океана успокоилась, и все облегченно вздохнули. С Кипром все было совершенно иначе. Уже первые требования кредиторов из Евросоюза содержали в себе по сути немыслимое требование о конфискации некоторой части депозитов в пользу государства. То есть по сути была совершена попытка публичного убийства «священной коровы», именуемой неприкосновенность частной собственности. Многие поспешили вспомнить про более ранние события в Исландии, где происходило нечто подобное. Там международные кредиторы потребовали солидарной ответственности всего населения Исландии по всем долгам ее частных банков. Но есть одно важное отличие. В Исландии частные банки-банкроты сначала были национализированы, а затем были выдвинуты эти требования о полном погашении долгов этих банков за государственный, читай общенародный, счет. То есть в Исландии была сохранена хотя бы формальная логика. Если государство отняло банки у частных собственников, то оно и должно полностью расплатиться. В противном случае на все уже государственные активы может быть обращено взыскание. Альтернатива – полное исключение страны из международной финансовой системы.
На Кипре ничего подобного не происходило. Было выдвинуто прямое и жесткое требование. Если у частных банков не хватает средств на расплату с определенной части кредиторами, то они во имя этой расплаты должны «кинуть» другую часть кредиторов. Причем с государственного и даже международного благословления. Насколько это требование абсурдно и преступно можно понять, если мы дадим себе труд задуматься о том, а почему вообще кипрские банки попали в такую проблемную ситуацию. Банковский бизнес с точки зрения формальной логики довольно прост. Во-первых, у банков есть собственные капиталы, сформированные его владельцами. Эти капиталы размещаются в активы таким образом, чтобы приносить некоторый доход. Во-вторых, банки ведут клиентские расчеты, позволяющие брать небольшую плату за оказание этого вида услуг. В-третьих, банки привлекают чужие средства на депозиты, рассчитывая, что смогут разместить эти средства на рынке более прибыльно, нежели сами должны платить владельцам депозитов. И, как правило, все именно так и происходит. Чаще всего проблемы у банков возникают не из-за того, что они вложили деньги на рынке совершенно неправильно или излишне рискованно. Они возникают из-за разницы в сроках погашения обязательств и реализации активов, в которые деньги были вложены. В таком случае, если банк находит вовремя дополнительное финансирование, покрывающее временной разрыв в денежных потоках, он выживает, если нет, то либо объявляет себя банкротом, либо, что происходит на порядок чаще, он меняет владельцев на тех, кто готов предоставить банку это финансирование. Фактически предоставить уже самому себе и снять на этом дополнительные сливки. Требование о введении мер по частичной конфискации вкладов фактически говорит нам, что данный случай не из числа рассмотренных выше. Речь явно идет о том, что банки не попали в разрыв, а потеряли деньги. Потеряли безвозвратно и никакое заемное финансирование проблемы не решит. У кипрских банков явно уже сегодня отрицательный капитал, на позволяющий найти простое решение проблемы.
Для того, чтобы понять ситуацию лучше, стоит подумать о том, куда именно могли вложить деньги кипрские банки, чтобы столь гарантированно их потерять. Проблема деривативов, стоявшая остро несколько лет назад, сейчас не столь актуальна. Рынок акций находится на очень высоком уровне, ни одна из крупных компаний за последнее время не разорялась, ни одно из крупных государств себя банкротом не объявляло. То есть на первый взгляд (не зная реальной структуры активов кипрских банков) попросту не видно, куда именно эти банки могли вляпаться настолько, чтобы потерять столь значительные суммы. Причем, не кто-то один из них, а все сразу. И здесь, возможно я ошибусь, но предположу, что речь идет не о собственно проблемах Кипра и его банков, а о том, что есть нечто, мешающее этим банкам резко, в течение короткого времени, реализовать большой объем своих активов. Допустим, что деньги вложены в облигации Греции или Италии. Продажа этих активов «по рынку» может вызвать цепную реакцию, способную обрушить рынки на несколько порядков по своей емкости превышающие рынок самого Кипра. А возможно, что и физической возможности таковой продажи не существует, если все эти активы уже заложены, скажем, в ЕЦБ.
Но и это еще не все. Публично называются довольно смешные суммы. 6 миллиардов дырка, которую хотят заткнуть «налогом» на депозиты и 10 миллиардов дополнительного кредита от Евросоюза. Но это просто абсурд. Да, для любого домохозяйства, кроме олигархического, такие суммы выглядят гигантскими. Но даже для отдельного крупного банка, не говоря уже о банковской системе целой, пусть и не самой большой, страны, это не те суммы, от которых надо рвать на себе волосы и заниматься самоубийством. Следовательно, либо нам показывают лишь верхушку айсберга проблем, а на самом деле их 90% просто скрыты от глаз общественности, либо долги, деньги и проблемы вообще не имеют никакого значения в свете проталкиваемого решения о конфискации вкладов. Значение решения о «налоге», если оно будет принято, а скорее всего в том или ином виде оно принято будет, выходит далеко за рамки самих сумм конфискации. Это будет первый факт санкционированного отъема частной собственности у совершенно непричастных к образованию проблем людей и компаний. И пусть никого не смущают крики о том, что любители оффшоров закономерно пострадали от своей жадности и любви к оптимизации налогов. К самой проблеме кипрских банков это не имеет никакого отношения. Фактически это государственный и даже международный пример «гоп-стопа», в котором роль громилы с дубиной исполняет Евросоюз во главе с Германией, а рядом с ним «шестерит» само кипрское государство. И ничем иным все происходящее не является. Запомним пока этот факт и перейдем к рассмотрению других моментов происходящего.
2. Второй момент, очень показательный в данной ситуации, это крайне жесткая позиция Германии, которая фактически даже не скрываясь под знаменем Евросоюза, настаивает именно на столь жестком решении кипрского вопроса. Причем, позиция немцев настолько агрессивна, что Германия не побоялась довольно резко воспротивиться даже простому факту переговоров Кипра с Москвой с целью поиска альтернативных вариантов разрешения кризиса. Здесь можно долго рассуждать и спекулировать на тему о том, что это либо Игра на показ, что на самом деле позиции России и Германии консолидированы, либо о том, что это Игра именно против России, у которой довольно значительные интересы на Кипре, и за счет которой Германия и Евросоюз пытаются решить свои проблемы. В любом случае у нас, сторонних наблюдателей, крайне недостаточно фактической информации, чтобы делать какой-либо однозначный вывод. Но кое-что мы увидеть все же можем. Безусловно, именно Германия ведет на Кипре свою игру. И именно Германии есть, ради чего играть ее столь жестко. Сегодня Германия оказалась в наиболее сложном положении. С одной стороны, не она, а англосаксы фактически владеют мировой финансовой системой. Это означает, что при различных способах ликвидации проблемных звеньев этой самой системы, именно англосаксы окажутся главными бенефициарами выгод от консолидации активов, а наибольшие потери и тяжесть разруливания проблем будут нести те, кто способен генерировать живые деньги. В нашем случае в Евросоюзе это Германия, а за ее пределами – Россия, Китай и нефтяные монархии. Это если все будет развиваться так, как происходило с Грецией и как по планам владельцев системы должно последовательно происходить с Кипром и далее с Испанией, Португалией, Италией, Францией и всеми прочими. Инструментом всего этого процесса является единая европейская валюта. Но, как и в любой ситуации, в этой также имеются больше одного варианта. Если Германия, как основной внутренний кредитор Евросоюза, на примере Кипра сможет протолкнуть идею конфискации собственности, то именно она окажется и в дальнейшем главным бенефициаром европейских долгов в дальнейшем. А точнее бенефициаром конвертации этих пустых бумажных долгов в реальные ценности. И через какое-то время мы получим в Европе полноценный Четвертый Рейх. А если это не удастся, то подобное развитие ситуации даст Германии отличный повод для самостоятельного выхода из зоны Евро. С автоматическим образованием еще одного независимого финансового эмиссионного центра. То есть речь идет о потенциальном разрушении монополии англосаксов на денежную эмиссию. В таком случае, особенно если Германии удастся договориться с Китаем и Россией, англосакская финансовая система неизбежно рухнет в течение нескольких лет. Угрозы развития именно такого сценария достаточно очевидны. Если сейчас Германия сможет конфисковать на Кипре в свою пользу часть долгов, следом такой же сценарий будет ждать нас с любой другой европейской стране. Предложение не столь абсурдно, как может показаться на первый взгляд. Достаточно вспомнить о том, что пару лет назад в разгар греческого кризиса всерьез обсуждался вопрос о продаже Грецией около шестисот своих островов в качестве погашения долга международным кредиторам. И настаивала на этом именно Германия. Тогда ей не удалось реализовать свою задумку. Но, видимо, идея не умерла, а лишь отложилась на время. И вот на Кипре происходит очередная попытка.
3. Так получилось, что я оказался одним из первых, кто указал на то, что основной причиной эскалации кипрской долговой проблемы может являться нефтегазовое месторождение «Левиафан». Скажу честно, я очень удивился, когда именно газовая тема стала основной на переговорах в Москве, а попутно появилась информация о протестах со стороны Турции и указание на то, что частные американские компании уже готовы приступить к разработке шельфа около турецкой части острова. Слишком уж открыто стало об этом говориться. Еще больше я удивился, когда Россия в довольно резкой форме отказалась обсуждать этот вариант сделки. Причины такого отказа, которые назывались в СМИ, связанные с большими затратами, неочевидность выгод, разрывом в сроках расходов и потенциальной прибыли не кажутся столь уж убедительными. Должно быть что-то иное. И намек на это иное дает нам попытка связать кипрский финансовый вопрос с различного рода пророчествами и предсказаниями о будущем этого региона. Здесь и библейский «Левиафан» (
Иов.40:20—
41:26)., и пророчества греческих старцев, и многое иное. В подробности вдаваться не буду, ссылки в комментариях к предыдущей статье вполне достаточны, да и Библию найти несложно. Скажу лишь, что речь идет об очень серьезной войне, в которой должна участвовать Россия. В таком случае, не удивлюсь, если выбор российской власти в данном контексте был выбором между плохим (потеря денег) и очень плохим (участие в масштабной войне не на своей территории). И может оказаться, что Россию именно стараются втянуть с помощью Кипра в будущую глобальную заваруху.
4. Удивительно спокойная реакция всех мировых рынков на события вокруг Кипра. Фактически можно говорить чуть ли не о ее отсутствии, в то время как сейчас происходят события глобальной важности, угрожающие потрясти любые основы мировой системы. Ведь если сегодня у кого-то могут отнять часть денег на счете в банке, то кто завтра поручится, что у него не отнимут, например, часть или всю заработанную прибыль на финансовых рынках? Особенно если пострадавшим при этом окажется какой-нибудь «правильный системный пацан» вроде «Голдман Сакс» или «БофА». Тем более, что для рынков, которые еще недавно нервно реагировали на каждый «чих» в долговой сфере, столь показательное игнорирование событий на Кипре, просто противоестественно. В этой связи напрягает еще один момент. Обычно при появлении подобных поводов для движения рынков, события разворачиваются даже более драматично, нежели это объяснимо с рациональной точки зрения. Ведь паника испокон веков была прекрасным способом для управляющих процессом получить немного дополнительной прибыли с аутсайдеров. Когда ты рулишь рынком и имеешь за счет неограниченного доступа к эмиссионной системе возможность управления его движением, паника, усугубляющая проблему, всегда вызывает вынужденные продажи со стороны тех, кто таковой возможности не имеет. Следовательно, появляется великолепная возможность консолидации реальных активов в своих руках задешево. Иногда в несколько раз дешевле нормальной стоимости активов. Достаточно вспомнить лето-осень 2008-го года на российском фондовом рынке. И то, что на этот раз рынки такой мощный повод для игры на понижение проигнорировали, очень показательно. Это означает один из двух вариантов. Либо даже те, кто рулит ФРС и ИЦБ (двумя главными мировыми эмиссионными центрами), сами не знают, во что может вылиться такая игра, то есть они не уверены, что смогут остановить панику в нужный им момент, либо все бумажные активы, которые можно дешево скупить во время такой паники, в ближайшем будущем не будут иметь никакого значения. Лично мне ближе к жизни кажется второе предположение.
По какому пути пойдет развитие ситуации сказать сложно. Еще сложнее даже примерно определить сроки предстоящих изменений. Все же система настолько глобальна, что нет ни одного крупного Игрока, способного или заинтересованного в том, чтобы ускорить процесс. Скорее мы видим обратное. Но, думаю, уже в ближайшие месяцы мы увидим контуры будущих изменений.
Ну а Кипр скорее всего довольно быстро заморозят. Как отдельную экономику его уже ничто не сможет спасти. И те, кто сейчас считает свои потенциальные потери, даже не представляют, сколько им потребуется времени на то, чтобы иметь возможность воспользоваться даже тем, что конфисковано сейчас не будет. Как мало шансов и на то, что это последняя конфискация.
Спасибо.