boomin
boomin личный блог
Вчера в 14:57

Рынок упаковки растёт во всех направлениях

В 2022 году рынок упаковки в РФ переживал серьёзную трансформацию: после того, как зарубежные игроки приостановили свою деятельность на территории России, отечественным производителям предстояло кратно нарастить производство, чтобы компенсировать «выпавшие» объемы. Впрочем, отрасль успешно справилась с вызовами и показывает рост уже четвертый год подряд. О том, как сейчас себя чувствует рынок упаковки и каковы прогнозы на его ближайшее будущее, на форуме RosUpack Summit рассказал Алексей Антипин, основатель инвестиционной компании «Юнисервис Капитал».

Рынок упаковки растёт во всех направлениях

Общий объём и динамика рынка

Для начала давайте взглянем, как идут дела у отрасли упаковки в РФ. По сравнению с довольно сложным из-за ухода зарубежных производителей 2022 годом за 2023 рынок вырос на 5% как в натуральном, так и в денежном выражениях. Его общий объём в прошлом году достиг 1,47 трлн руб.

Мы прогнозируем, что концу 2024 года рынок упаковки в России может достичь объёма в 1,55 трлн руб. благодаря увеличению производства и потребления упаковочных материалов.

Рынок упаковки растёт во всех направлениях

Такой прогноз обусловлен несколькими причинами:

  1. В 2024 году работы над импортозамещением достигли своих целей, практически все направления отрасли были локализованы. Таким образом, решена главная проблема рынка упаковки – импортозависимость.
  2. Запущены крупные инвестиционные проекты: началось строительство крупнейшего комплекса по производству гофрокартона и упаковок из него, продолжается активное строительство заводов по переработке упаковочных отходов.
  3. Российские производители стали активно выходить на международные рынки пищевой и упаковочной продукции, особенно в страны Азии и Восточной Европы.
  4. Благодаря внедрению передовых технологий набирает обороты переход на экологическую упаковку.

Структура рынка

Основной объём делят между собой три направления: пластик — 38%, упаковка из бумаги или картона — 36%, стеклянная тара занимает 12% от всего рынка, оставшиеся 14% — прочие виды упаковки.

Рынок упаковки растёт во всех направлениях

Предлагаем изучить каждое из основных направлений по отдельности.

Объём производства упаковки из гофрированного картона растёт год к году

В прошлом году этот показатель достиг отметки в 9 млрд кв. м. Для сравнения в 2021 и 2022 годах было произведено 8,2 и 8,4 млрд кв. м.

Рынок упаковки растёт во всех направлениях

В первом полугодии 2024 года прогнозировался рост рынка упаковок из гофрокартона на уровне 4,3%, но сейчас некоторые эксперты прогнозируют темпы прироста на уровне 6%. Как итог объём рынка может приблизиться к 9,5 млрд м2.

При сохранении этой динамики к концу 2025 вполне реально увидеть в объёме производства уже двузначное число — около 10 млрд кв. м.

Что касается стоимости производства, то за последние 12 месяцев ценовые индексы выросли на 15—20%: гофрокартон подорожал на 19%, гофроящик на 14%. При этом наибольший скачок цен от месяца к месяцу наблюдался с декабря 2023 года по февраль, а далее цены несколько снизились, сейчас стоимость гофрокартона равна 30,7 тыс. руб./тонна, гофроящика — 34,3 тыс. руб./тонна.

Рынок упаковки растёт во всех направлениях

Снижение цен обусловлено тем, что на рынке сформировались большие товарные запасы, а конкуренция усилилась. Приведём несколько ключевых событий, которые указывают на рост сегмента гофротары:

  1. Один из крупнейших производителей рынка ГП «Готэк» зафиксировала новые рекорды по выпуску гофропродукции 12,2 млн кв. м.
  2. В Усть-Илимске построен новый целлюлозно-картонный комбинат. Ожидается, что ЦКК в 2025 году выйдет на проектную мощность в 600 тысяч тонн крафтлайнера.
  3. В Краснодарском крае планируется создать производство экоупаковки из гофрокартона. Инвестором выступит ООО «Павлово-Посадский Гофрокомбинат».
  4. SFT Group активно ведёт работы по установке гофроагрегата и системы аспирации, что позволит им стать самым роботизированным предприятием в отрасли и увеличить производительность.

Перспективы рынка картонной пищевой упаковки: рост на 20%

Большую часть рынка упаковки для жидких продуктов занимают ПЭТ и гибкая пластиковая плёнка (48% и 16% соответственно). Но нам хотелось бы остановиться на сегменте картонной асептическая и неасептическая упаковки, на неё приходится доля в 36%.

По данным за 2023 год, весь рынок упаковок для жидкой продукции оценивается в 180 млрд руб., 65 млрд руб. из которых приходится на картонную пищевую упаковку.

Рынок упаковки растёт во всех направлениях

При этом перспективы рынка картонной упаковки вполне радужные: уже по итогам 2024 года в стоимостном выражении рынок может прирасти на 5,5%, а вот последующий период может принести и вовсе 20% прибавки к объёму. Это связано с отложенным эффектом от растущей инфляции, развитием экспортного направления и реализацией инвестиционных и других проектов игроков рынка.

Рынок упаковки растёт во всех направлениях

Помимо инвестиций, идёт развитие и на основных рынках сбыта: производство товарного молока в январе—сентябре 2024 года выросло к АППГ на 2% — до 20 млн тонн, в 2024 году фиксировалось увеличение производства соков на 44%.

Производители картонной упаковки для жидких продуктов стараются по максимуму использовать открывшееся окно возможностей:

  • Компания «Ламбумиз» успешно провела IPO, целью которого является строительство завода для производства асептической упаковки. Расширение мощностей позволит компании занять до 10% рынка асептической упаковки.
  • Компания «Упаковочные системы» запустила производство упаковки объёмом 500 мл с функциональной системой открывания.
  • «МолоПак» завершает строительство нового завода по производству асептической упаковки.

Полимерная упаковка: рост потребления продукции

Прогноз роста рынка полимерной продукции опирается на положительную динамику производства основного сырья. Так, объём рынка полиэтиленов (ПЭ) для пластиковых упаковок к концу 2024 года может приблизиться к 1,5 млн тонн. В 2024 году полиэтилентерефтал также демонстрирует восходящий тренд по производству – с начала года оно увеличилось на 10%.

Рынок упаковки растёт во всех направлениях

Если говорить про общий объём рынка, то в 2023 году в натуральном выражении рынок насчитал около 3 млн тонн, в денежном выражении это порядка 1,3 трлн руб. Прогнозируется, что в 2024 году потребление полимерной упаковки в России составит чуть более 3 млн тонн., а по некоторым данным, в 3,3 млн тонн. По позитивным оценкам экспертов, рынок и вовсе может достичь к 2025 году 3,5 млн тонн произведённой продукции.

Среди факторов, влияющих на динамику рынка полимерной упаковки помимо сырьевого роста, можно выделить развитие сегмента e-commerce, тренд на замещение стеклянной и жестяной тары, рост располагаемых доходов населения и увеличение объёмов доставки еды.

При этом сдерживающим фактором могут стать регуляторные меры по использованию полимерной упаковки.

Подведём итоги

  • Отрасль растёт: по оценкам аналитиков, объём рынка упаковки к 2025 году может составить 1,55 трлн рублей.
  • К 2024 году рынок упаковки смог окончательно преодолеть свой главный вызов – зависимость от импорта.
  • В первом полугодии 2024 года рост рынка упаковок из гофрокартона прогнозировался на уровне 4,3%, но сейчас некоторые эксперты считают, что темпы прироста будут на уровне 6%. Как итог, объём рынка в натуральном выражении может приблизиться к 9,5 млрд м2.
  • Рынок картонной пищевой упаковки уже по итогам 2024 года в стоимостном выражении может прирасти на 5,5%, а в 2025 году и вовсе на 20%.
  • Рынок полимерной упаковки растёт более умеренно из-за сдерживающего фактора – регуляторных мер по использованию этого вида продукции. Прогнозируется, что в 2024 году потребление полимерной упаковки в России составит чуть более 3 млн тонн., а по некоторым данным — 3,3 млн тонн.
1 Комментарий
  • Бубльгум
    Вчера в 15:37
    конечно растет, в магазине вы уже в итоге покупаете упаковку вместо продуктов и производите мусор ежедневно, и чем меньше вес внутри тем с каждым годом все больше упаковки покупаете и тем больше мусорите.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн