Это последний, третий пример применения закона нормального распределения (предыдущие примеры объясняют распределение людей по финансовой грамотности и по отношению к воровству).
Нассим Талеб в книгах “Одураченные случайностью”, “Чёрный лебедь” и “Антихрупкость” разработал и описал концепцию жирных или толстых хвостов гауссовой кривой.
С точки зрения действия законов статистики существует две противоположные страны: Среднестан и Крайнестан.

В первой главенствует нормальное распределение вероятностей, то есть высоковероятные события главенствуют (горб на графике), а маловероятные случаются редко (края графика с обеих сторон).
К примеру, такие массовые профессии, как бухгалтеры, кассиры, рабочие, охранники, врачи, учителя, можно отнести к Среднестану. Здесь шансы добиться огромного дохода минимальны, так как есть естественные ограничения масштаба деятельности, но заработать на кусок хлеба в этих профессиях удастся практически в любом случае. Родители в советах детям часто руководствуются житейским принципом «лучше синица в руке, чем журавль в небе».
Крайнестан же, напротив, – территория чёрных лебедей, то есть редких и неожиданных событий. К Крайнестану относятся удачливые или талантливые (либо и то, и другое) актеры, певцы, предприниматели, блогеры, футболисты. Здесь риск полного провала огромен, но в случае успеха доходы будут гигантскими.
Звезды – счастливчики, попавшие в хвост справа. Если вы постоянно за ними наблюдаете, то кажется, что звёзд очень много, однако эта иллюзия объясняется лишь чрезмерным вниманием публики к ним.
Каковы шансы попасть в этот хвост? Предсказать успех здесь очень сложно, велик фактор случайности. А вот неудачи – гораздо более частое явление, хотя это нормально. Дети хотят стать блогерами, взрослые – миллиардерами. Кто-то станет, конечно, но все – точно нет.
В противоположном хвосте слева – абсолютные неудачники, которые, к примеру, спиваются, ну или делают прочие глупости почем зря. Их тоже очень мало. Чтобы попасть в их число, надо тоже постараться.
Переходим к фондовому рынку. Как вы считаете, это Среднестан или Крайнестан?
Сама суть нормального распределения подразумевает, что в любой сфере присутствуют явления, присущие и Среднестану, и Крайнестану. Фондовый рынок – не исключение.
На чем сосредоточен ваш фокус внимания или что вы ищете – то вы и находите.
Новичкам в силу небольшого накопленного опыта любое более-менее серьезное колебание рынка воспринимается как черный лебедь. Например, падение индекса МосБиржи в 2022 году на 43% представляется концом света, тогда как в 2008 году индекс рухнул на 67%. На фоне таких движений текущая коррекция с майского пика 3500 пунктов до нынешних 2730 на 22% вряд ли выглядит катастрофой.
Любой человек не склонен воспринимать себя средним, в своих глазах он всегда сильно лучше среднего или сильно хуже. Следовательно, новичок-инвестор представляет “хвосты” более жирными, чем они есть в реальности. Ну и ведёт себя соответствующим образом, бросаясь из крайности в крайность, бегая из одного актива в другой в поисках птицы удачи.
Известно, что наиболее пристальным вниманием публики пользуются лидеры роста и падения, то есть “хвосты”. Получается самосбывающееся пророчество – во что веришь, то и случается.
Человеческая жизнь коротка, а память – еще короче. Поэтому почти все инвесторы на рынке – вечные новички (хотя они себя таковыми не считают).
На самом деле действия множества людей в силу стандартных поведенческих паттернов подчиняются законам нормального распределения, то есть относятся к Среднестану. Здесь хвосты тонкие, и предсказывать гораздо проще. Опытные инвесторы, коих очень мало, успели повидать настоящих, а не мнимых чёрных лебедей, и сделать соответствующие выводы.
Итак, Нассим Талеб выводит из знания о существовании Крайнестана и Среднестана два взгляда на поведение финансовых рынков:
Отсюда вытекают две противоположные стратегии. Обе вполне разумные, имеют право на равное сосуществование. Я дал им условные названия: «Талеб» и «анти-Талеб».
Талеб ждёт чёрных лебедей десятилетиями, держа 80-90% портфеля в коротких гособлигациях и лишь на 10-20% использует сверхрискованные опционы. Он может спокойно годами терпеть небольшие убытки и большие насмешки окружающих, пропуская очевидные возможности растущего рынка (что особенно мучительно для масс), а потом мгновенно заработать гигантскую прибыль в один из кризисов. Впервые автор провернул этот трюк в «черный понедельник» 19 октября 1987 г., а затем назвал свой метод «стратегией штанги».
К стратегии «анти-Талеба» можно уверенно причислить Уоррена Баффета на публичном этапе своей деятельности. Он постоянно большей частью находится в акциях, но всегда имеет запас кэша на непредвиденные случаи.
Эти ребята лучше всех в мире понимают особенности статистики, но действуют по-разному. Мир многогранен.
“Стратегия штанги” требует огромных компетенций и нечеловеческого терпения. А вот быть «анти-Талебом» довольно просто, с этим справится любой простой человек без особых знаний и опыта, которому хватит здравого смысла и дисциплины придерживаться выбранной стратегии и не метаться вечно между умными и красивыми. Как можно легко понять из моих предыдущих текстов, я также предпочитаю действовать как «анти-Талеб».
Биржевые трейдеры в погоне за деньгами забывают о рисках, становясь индюшками, переоценивающими свой опыт, и при каждом кризисе “взрываются”, теряя все. Я стараюсь трезво осознавать свои компетенции и зарабатывать на высоких вероятностях. И к чёрным лебедям, как доказывает опыт успешно пройденных кризисов, готов. Гораздо важнее не бежать быстрее всех, чтобы однажды взорваться, а всего лишь выжить и посмеяться последним. Моя игра – марафон, а не спринт. Вам также неплохо бы понять свою игру.
Постоянный адрес статьи: asdorzhiev.ru/2024/11/19/taleb_fat_tales/
Заходите на сайт, читайте, комментируйте.
Подписывайтесь на мой аналитический проект «Инвестпрактика» на Sponsr.ru: sponsr.ru/dorzhiev/. Недавно здесь разобрал Ренессанс Страхование, Роснефть, Новатэк, Магнит.
Ну, на счет «любой» урежь осетра, напиши «большинство». И тут имеем парадокс: Я как раз воспринимаю себя средним. Значит в этом я отличаюсь от большинства? Ура, я не средний! Стоп. Теперь я воспринимаю себя не средним, то есть, опять стал, как большинство. То есть, я снова воспринимаю себя средним. Бесконечный цикл :)
По теме. Мне кажется, Талеб распиарен абсолютно не по делу. Читал его «Антихрупкость» и «Черного лебедя». Смесь интересных мыслей, большая часть которых, впрочем, не новая, банальностей, откровенной стопроцентной чуши, и всё это залито ГРОМАДНЫМ, невообразимым количеством болтовни. Где можно потратить 10 слов, он потратит 10 000, просто логорея в терминальной стадии. Пытаясь подготовиться к «черному лебедю», Талеб противоречит сам себе: если «лебедь» прилетит ожидаемо, то он уже не будет «черным лебедем». Если ты можешь представить событие и подготовиться к нему, то ты просто страхуешься, «стелешь соломку», возможно, имеешь план, как извлечь выгоду. Стратегия как стратегия.
Как пример небольшого «черного лебедя», так, лебеденка, можно привести СВО. Тогда биржа не работала, помнится, пару недель. А если бы полгода? Год? До сих пор? Сильно сомневаюсь, что случайный (то есть, не знающий заранее) человек на этом может как-то навариться, какие бы стратегии он ни использовал. На то и «лебедь».
О близости дневных приращений фондовых индексов США, Германии, Великобритании и Японии к этому обобщенному гиперболическому распределению написана куча работ в 80-90-х годах прошлого века, а Талеб на своем подходе к рынку ничего не разработал, но попкнижки с «нулевой» математикой написал и на этом заработал.
Так что Баффет vs Талеб не более чем популяризаторство. Уж если и смотреть на реальность, то на Баффет vs Саймонс.