Сергей Заверский , начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований, к. э. н.:
- Регулятор четко указывает на то, что его политика ориентирована на «охлаждение перегретого спроса».
- Давняя проблема — дефицит производственных и логистических мощностей - решить ее можно только через расширение инвестиций, но при текущей денежно-кредитной политике (ДКП) это не представляется возможным.
- Банк России не считает ужесточение условий кредитования серьезным фактором, ограничивающим инвестиции, ссылаясь на достаточно высокую прибыль в экономике. Вопрос только где эта прибыль.
- В структуре ИПЦ, например, существенную долю занимают продовольственные товары – 38,1%, а в эмоциональном плане для потребителей их значимость еще выше. При этом 9,1% от общей корзины приходится на мясо и мясопродукты, 2,2% – на рыбопродукты, 4,4% – на молочную продукцию и сыры, 2,6% – на кондитерские изделия. На овощи и фрукты приходится 4,6% и 2,4% соответственно. И что же с прибылью и рентабельностью в этих секторах?
Сальдированный финансовый результат в производстве пищевых продуктов в целом по итогам первого полугодия 2024 г. сокращался опережающими темпами – на 9,7% в годовом выражении (на 40 млрд руб.), хотя в целом по экономике он снизился только на 6,1%. С рентабельностью ситуация тоже совсем не радует. В производстве пищевых продуктов она в первом полугодии этого года сократилась с 12,6 до 10,0%, в то время как по экономике в целом она снизилась с 13,3 до 12,4%.
По отдельным товарным группам ситуация еще более показательна. В переработке мяса рентабельность продаж снизилась с 6,8 до 6,1%, в переработке рыбы – с 11,7 до 8,9%, в производстве кондитерских изделий – с 22,8 до 11,9%, В производстве молочной продукции рентабельность сократилась с 9,8 до 7,1%, в производстве сыра – с 8,4 до 7,7%. В производстве сливочного масла, напротив, наблюдалось даже некоторое повышение рентабельности, однако это рост с -0,1 до 0,8%. И так по большинству позиций в пищевой промышленности.
- Таким образом, мы видим, что по большому кругу видов экономической деятельности, значимых и для расчета инфляции, и для социального спокойствия, рентабельность невысока, во многих случаях она в разы меньше по сравнению с ключевой ставкой и при этом снижается.
- В нашей экономике намного больше половины всей прибыли сконцентрировано в секторах, которые не производят продукцию и не предоставляют услуги, отражающиеся в показателе инфляции.
- На фоне высокой ставки бизнес начинает все больше сравнивать процентные издержки не с выручкой, а с прибылью, и на фоне невысокого объема прибыли компании просто предпочтут отказаться от реализации проектов, отложив расширение своего производственного потенциала.
А потери в производственном потенциале – это именно то, что не позволит выйти на стабильно низкую инфляцию, сколько спрос ни ограничивай.
www.vedomosti.ru/opinion/columns/2024/11/27/1077493-inflyatsiya-rastet-bez-sprosa