Как победить страхи, которые мешают нам принимать правильные решения
Рассказываем, как три страха — упущенных возможностей, лучшего варианта и аналитический паралич — портят жизнь и что с ними делать. Прочитали за тебя книгу Патрика Магинниса «FOMO Sapiens» и сделали выжимку по её мотивам
Мы совершаем тысячу выборов каждый день — встать пораньше или поспать ещё пять минут, выпить чай или кофе, что запланировать на выходные и с какой стороны обойти столб. Получается, нет ничего проще, чем выбирать. Тогда почему мы так часто сожалеем о собственном выборе или мечемся между вариантами?
Всё дело в страхах, связанных с принятием решений. Самый известный из них — FOMO, страх упущенных возможностей. Автор термина, социолог Патрик Макгиннис, посвятил ему книгу — «FOMO sapiens. Как избавиться от страха упущенных возможностей и начать принимать правильные решения». Он описал ещё два страха — FOBO, страх лучшего варианта, и FODA, аналитический паралич, когда не получается выбрать ничего.
Прочитали книгу за тебя и сделали выжимку «по мотивам».
FOMO (FearOfMissingOut) — страх упустить возможность. FOMO включается, когда мы видим надписи «скидка 50% до завтра», сторис с пятничной вечеринки и рекомендацию книги, которая навсегда изменит жизнь.
FOMO либо побуждает к действию (купить, поехать, начать что-то новое), либо просто разочаровывает нас в собственной жизни.
Он бывает двух типов:
Амбициозный FOMO. Когда мы верим, что сможем добиться значимых результатов, если только не упустим возможность — вложимся в крипту, войдём в IT, найдём нового партнёра.
Стадный FOMO. Когда мы делаем что-то, что «делают все», чтобы не чувствовать себя белой вороной. Звучит глупо, но исследования доказывают, что психические страдания от изоляции можно сравнить с физической болью.
Активно об этом явлении заговорили только в эпоху социальных медиа, но они только облегчают распространение страха. Недаром есть множество поговорок на тему «у соседа трава зеленее».
FOMO порождает асимметрия информации — когда мы не знаем контекст и точные последствия решения. Если бы мы наверняка знали, что посиделки будут скучными, а коктейли — дорогими, то не вздыхали на фотографии друзей.
Чек-лист, что тебе присущ FOMO:
Ты боишься, что у других в жизни происходит больше интересного, чем у тебя
Ты беспокоишься, когда друзья развлекаются без тебя
Тебе очень важно иметь и понимать шутки «для своих»
Когда ты уезжаешь в отпуск, то продолжаешь следить, что делают друзья
Ты тратишь слишком много времени, чтобы «быть в курсе»
Как бороться с FOMO:
Сделать список собственных жизненных приоритетов и ценностей. Он станет компасом, чтобы сверяться с ним при принятии решений.
Сократить источники FOMO в своей жизни — например, социальные сети и рекламу по ТВ.
Поддаваться FOMO, не жертвуя всем. Макгиннис приводит пример «предпринимательства на 10%», когда люди инвестируют в стороннюю деятельность часть времени и денег, не отказываясь от основной.
FOBO
FOBO (Fear Of a Better Option) — страх лучшего варианта. Он появляется в богатой на выбор среде, когда перед тобой возможность заказать ужин из сотни ресторанов в городе или выбрать из 15 курсов по повышению квалификации.
В многообразии выбора нет ничего плохого, вот только на задворках сознания появляется мысль: а вдруг я выберу не лучший вариант?
FOBO концентрируется даже не на результате, а на процессе — процессе выбора. Ещё пару минут назад тебе было всё равно, какую кружку купить в офис, и вот ты уже час сравниваешь их по рисунку и объёму. Иногда это перегружает психику так, что мы вообще отказываемся принимать решение.
Pastткәнне алдан әйтеп булмый.
Тарих, билгеләмә буенча, бер социаль төркемнең тәҗрибәләрен генә тасвирлый.
53.36
www.youtube.com/watch?v=SYYBKMyIjNw