Стоимость нефти в октябре обвалилась с 80 до почти 70 долларов за баррель на фоне событий на Ближнем Востоке, и эксперты дают различные и даже на первый взгляд противоречивые прогнозы в отношении ее перспектив. Например, Всемирный банк ожидает, что в 2025 году мировые цены на них упадут до пятилетнего минимума на фоне перенасыщения рынка нефти. С другой стороны, инвестор Джим Роджерс упомянул, что у нефти есть потенциал в связи с конфликтом на Ближнем Востоке. Банк Citi допускает различные сценарии: базовый предполагает стоимость нефти около $74 за баррель в начале 2025 года, с последующим снижением до $60 к концу года. Однако в случае эскалации ближневосточного конфликта и перебоев в поставках цены в 1 квартале могут подняться до $120 за баррель. На эти риски указывает и Standard Chartered, по мнению аналитиков которого, эскалация возможна после выборов в США, и в этом случае в 1 квартале цена Brent составит $89 за баррель, а WTI — $86.
Такой широкий разброс в прогнозах говорит о значительной неопределенности. Какие факторы в итоге будут формировать вектор движения нефти? Что необходимо учитывать инвесторам?
Нефть представляет для российского рынка акций особенный интерес, рассуждает Александр Власенко, портфельный управляющий «РСХБ Управление Активами». «Действительно, последние прогнозы МЭА предполагают профицит нефти на рынке в начале 2025 года из-за возможной рецессии в США и слабого спроса со стороны Китая, что действует на цену негативно. С другой стороны тлеющий конфликт на Ближнем Востоке, в случае его обострения, способен разогнать цены на нефть выше $100. Новости военного характера уже закладывались рынком в цены, но величина премии не превышала $10 и довольно быстро сходила на «нет». С другой стороны обвала ниже $50-55 долларов ждать тоже не стоит, поскольку последние исследования нефтяных экспертов говорят о том, что уровень $51-$53 за баррель является минимальным уровнем безубыточности (себестоимостью) многих компаний, добывающих нефть в США. Добыча нефти в США с каждым годом растет и оказывает на рынок нефти все большее влияние», — оценил эксперт в комментарии для Finam.ru.
Главный аналитик ПСБ Алексей Головинов придерживается базового сценария, согласно которому эскалации конфликта на Ближнем Востоке не произойдет – по крайней мере, не верит в серьезное повреждение энергетической инфраструктуры Ирана.
«На этом фоне на первый план выйдет баланс: ожидаем, что рынок сместится со следующего года в профицит предложения из-за роста добычи странами ОПЕК+ и вне его. Китай как локомотив потребления нефти утрачивает статус ввиду замедления темпов роста экономики (стимулов будет недостаточно для разворота, на наш взгляд) и стремления заместить нефть альтернативными источниками (например, активно идет электрификация автопарка). США будут развиваться не как потребители, а экспортеры нефтепродуктов, что также скажется на балансе. По нашим оценкам, это приведет к тому, что в среднем по году цена на нефть Brent составит 75,5 долл./барр.», — прокомментировал эксперт.
Аналитик «Финама» Николай Дудченко полагает, что движение цен на нефть в настоящее время определяется преимущественно спекулятивными факторами. С начала октября и до ответного удара Израиля по Ирану рыночные участники опасались возможных последствий втягивания Исламской Республики в полноценную войну, из-за чего цена на нефть росла. Однако же впоследствии геополитическая премия из цены была убрана, и цена вновь снизилась.
В настоящее время главной интригой является решение ОПЕК+ относительно дальнейшего квотирования добычи, отмечает Дудченко. Он напомнил, что ранее была достигнута договоренность о добровольном ограничении добычи до 1 ноября. Впоследствии это соглашение было продлено до 1 декабря. «Соответственно, учитывая текущие уровни цен, мы не исключаем, что ОПЕК+ вновь предпочтет продлить соглашение. Однако же у рыночных участников нет полной уверенности в этом. Так, например, по опросу, проведенному Bloomberg, примерно половина трейдеров считает, что соглашение будет продлено», — рассказал Дудченко.
По фундаментальным факторам, по его словам, как и всегда, также наблюдаются определенные противоречия. Ключевые организации, которые ежемесячно предоставляют свои отчеты по ситуации на мировых рынках нефти (ОПЕК, Минэнерго США и МЭА) существенно расходятся в своих оценках ситуации. На текущий момент ОПЕК считает, что рост спроса в текущем году составит 1,9 млн б/с. МЭА и Минэнерго США ожидают, что спрос вырастет всего на 900 тыс. б/с. Что характерно, ОПЕК в 1 полугодии текущего года прогнозировал увеличение спроса в 2024 г. на 2,25 млн б/c, однако же в дальнейшем начала последовательно снижать свою оценку, что также не способствовало росту цен на мировых рынках.
«Тут важно понимать, что ОПЕК представляет страны-производители нефти, в то же время МЭА является, скорее, представителем стран-потребителей. По сути, это два противоборствующих лагеря. Соответственно, оценки этих двух ведомств могут быть искажены. МЭА в текущем квартале выпустило два больших отчета, в которых обращает внимание, что пик спроса на классическое углеводородное сырье будет достигнут уже в конце текущего десятилетия. Вместе с тем, ОПЕК последовательно критикует МЭА, так как считает, что подобного рода заявления опасны для баланса на рынке», — объясняет Дудченко.
Всемирный Банк, который опубликовал свой собственный обзор рынков сырья, также не ждет от цены на нефть ничего хорошего, добавляет эксперт. В текущем году средняя цена на нефть марки Brent, по мнению организации, должна опуститься до $80 за баррель (на текущий момент средняя цена на нефть по расчетам аналитика «Финама» составляет порядка $81). В следующем же году средняя цена должна снизиться до $73.
«На наш взгляд подобная оценка выглядит все же достаточно радикальной, хотя мы и согласны с тем, что средняя цена на нефть в следующем году действительно может опуститься ниже $80, если исключить геополитические риски. Например, в своем последнем обзоре ОПЕК считает, что рост спроса на нефть в следующем году снизится до 1,6 млн б/c. До конца текущего года в базовом сценарии мы рассматривали возможность возврата цены в диапазон $75-80. Однако уже сейчас видно, что ситуация выглядит сложнее для «быков», а это значит, что средняя цена в 4 квартале может действительно сместиться ниже. Вместе с тем, исключать рывков наверх никак нельзя. Риски на геополитическом контуре продолжают оставаться высокими. Впереди выборы в США с не вполне прозрачным исходом. Мы считаем, что вероятность дальнейшего снижения цен на нефть (например, падение и закрепление цены ниже $70) до конца текущего года все же мала», — резюмировал Николай Дудченко.
Рынок нефти остается нестабильным, происходят сильные скачки – то понижение ниже 70 долларов за баррель, то на фоне новостей с Ближнего Востока повышение до 78, — и пока что подобные тенденции могут продолжаться, подчеркнул в комментарии для Finam.ru Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ. Отсюда, по его словам, и разные мнения по поводу того, сколько будет стоить нефть в 2025 году.
«С одной стороны, мы видим высказывания Всемирного банка о том, что она может упасть до 5-летнего минимума. Этот сценарий возможен, но вряд ли она продержится довольно продолжительный период времени на низком уровне, потому что во всем мире растет себестоимость добычи нефти. Все простые месторождения уже введены в эксплуатацию, и многие из них уже выработаны. Качество ресурсной базы ухудшается по всему миру, и везде мы видим только сложные проекты», — рассуждает эксперт.
По его словам, в американской сланцевой добыче тоже не улучшается ситуация с точки зрения себестоимости производства, основной этап повышения эффективности добычи на сланцевых проектах в США уже прошел. «Они «сняли сливки» со многих участков, потому что в кризисные времена – 2016 год, 2020 год – чтобы выжить, компании переходили на добычу сланцевой нефти и газа только на наиболее маржинальных участках и их по сути выработали», — объясняет Юшков, добавляя, что даже у Саудовской Аравии легкоизвлекаемой нефти становится все меньше.
Повышение себестоимости добычи, по его словам, означает, что в случае снижения цены происходит довольно быстрый отклик с точки зрения объемов производства, особенно в США. «В течение года после начала бурения дебет скважины падает от 50% до 90%. Если в классических месторождениях большие капитальные затраты и маленькие операционные, то в сланцевых проектах наоборот – капитальных затрат мало, а постоянное бурение и есть преимущественно себестоимость добычи», — пояснил Юшков.
По его мнению, скорее всего, если цены на нефть достигнут уровня в 50-60 долларов за баррель, это довольно быстро приведет к уменьшению предложения на мировом рынке и тем самым стабилизирует рынок, на таких уровнях нефть продержится недолго.
Еще один фактор, по его словам, — чем дешевле нефть, тем быстрее увеличивается ее потребление. «Поэтому я бы не стал считать, что в 2025 и последующих годах цена будет значительно ниже, чем сейчас, и будет держаться на этом уровне», — добавил эксперт ФНЭБ.
Если будет достигнута договоренность по Ближнему Востоку, в моменте это вызовет падение цен, рассуждает Юшков. Предполагается, что тогда у йеменских хуситов не будет повода обстреливать проходящие мимо суда, и мировая торговля, в том числе транспортировка нефти, вернется в Суэцкий канал и снизятся издержки на доставку нефти.
«Но сейчас, если мы берем перспективу ближайших нескольких месяцев, возможно, наоборот, повышение цен и возврат их в район 75-85 долларов, потому что перестанет действовать такой важный сдерживающий фактор, как американские выборы. Сейчас демократы железобетонно пытаются затолкать цену на нефть вниз, потому что в США стоимость топлива коррелирует со стоимостью нефти на мировом рынке. И более того, когда бензин дорожает на внутреннем рынке США на обычных АЗС, люди винят в этом действующую администрацию, в данном случае это будет удар по команде Харрис», — пояснил Юшков.
После выборов 5 ноября этот сдерживающий фактор уйдет, и вполне возможно, что цены подрастут и вернутся к более-менее приемлемым для мирового рынка 75-85 долларов за баррель и вполне могут находиться в этом коридоре, резюмирует эксперт. «Это позволит сохранить рентабельность основным производителям, и при этом будет способствовать росту потребления, потому что это не очень высокая цена, и при ней потребление растет большими темпами», — заключил он.
Читать материал на Finam.ru
✅Подписывайтесь на телеграм-канал Финам Инвестиции и Торговые сигналы
А в рамках нынешнего технологического контора 50 надолго нереально.
(личное мнение)