Маржа нефтепереработчиков по всему миру сокращается, что указывает на снижение прибыльности переработки сырой нефти и продажи нефтепродуктов. Снижение маржи связано с относительно слабым спросом на нефтепродукты, несмотря на увеличение мировых мощностей по переработке.
Мировая маржа переработки, измеряемая с помощью спреда 3:2:1, была ниже среднего за последние пять лет (2019–2023) с весны и еще больше упала в конце лета и начале осени. Спред 3:2:1 рассчитывается путем вычитания цены 3 баррелей сырой нефти из цены 2 баррелей бензина и 1 барреля дистиллятного топлива. В этом году средняя месячная маржа переработки в сентябре достигла своего самого низкого уровня для этого месяца с 2020 года, когда спрос на топливо для транспорта был значительно ниже из-за сокращения поездок, связанных с пандемией.
Недавнее падение маржи переработки отличается от тенденций последних двух лет. После снижения в 2020 году сокращение мощностей НПЗ в США и восстановление спроса на нефтепродукты поддерживали более высокую маржу переработки в США. Эта тенденция была особенно заметна на западном побережье, где несколько НПЗ закрылись или перешли на производство возобновляемого дизельного топлива в ответ на его растущее использование в регионе.
Падение маржи переработки частично связано с относительно слабым спросом на нефтепродукты, особенно на дистиллятное топливо. В 2024 году поставки дистиллятного топлива в США (которые мы используем как показатель потребления) в среднем были на 6% ниже, чем в 2023 году, и на 8% ниже, чем в 2019 году, в период с июня по сентябрь. Это в основном связано со снижением производственной активности и увеличением использования биотоплива вместо обычного дизельного топлива на основе нефти на западном побережье. Потребление бензина и авиационного топлива было немного ниже уровней 2023 года за те же месяцы и оставалось на 6% ниже уровней 2019 года.
За пределами США спрос на нефтепродукты был слабым из-за замедления экономической активности в Китае и Европе. Кроме того, все большее распространение электромобилей, биотоплива и использование сжиженного природного газа в грузоперевозках постепенно снижает потребление нефтяного топлива в большей части Азии и Европы. На маржу нефтепереработки также оказывает давление ввод в эксплуатацию новых мощностей за рубежом. НПЗ Аль-Зур в Кувейте с производительностью 615 000 баррелей в сутки (б/с) достиг полной мощности в начале 2024 года, НПЗ Дукм в Омане с производительностью 230 000 б/с начал работу, а НПЗ Данготе в Нигерии с производительностью 650 000 б/с наращивает переработку. В ответ на низкую маржу переработки некоторые мировые переработчики сократили объемы переработки, а некоторые европейские компании объявили о планах закрыть или сократить мощности. Несмотря на то, что решение было принято до недавнего снижения маржи переработки, компания LyondellBasell планирует закрыть свой НПЗ в Хьюстоне, Техас, с производительностью 264 000 б/с к первому кварталу 2025 года.