Спустя год после публикации статьи «Убыточный Ozon: за счет чего компания могла бы выйти в прибыль», встречаю все те же комменты от продавцов на маркетплейсах, объясняющие почему Озон за 26 лет, шесть из которых он функционирует как маркетплейс, до сих пор убыточен.
Источник: Т-Ж, Смартлаб
Озон рад бы выйти в прибыль, да не может. Не то, чтобы не хочет этого делать ради увеличения продаж и доли рынка, как утверждает финдиректор Озона, а не может по причине неэффективности, отсутствия диалога с продавцами на маркетплейсе и необоснованных расходов.
«Стратегия Ozon на текущий момент — максимизировать долю рынка, вопрос с прибыльностью решится естественным образом» — Игорь Герасимов, финансовый директор Озон
Посмотрим за счет чего можно сократить убыток Озона на примере результатов за 2023 год.
Отчет об убытках Озона
Источник: отчетность компании
1) Сократить расходы на вознаграждения сотрудникам и менеджменту акциями — 10,3 млрд ₽. И не нужно говорить, что в таком случае все менеджеры разбегутся — найдутся другие. Вознаграждать нужно за эффективность работы, а не за рост продаж себе в убыток. Такой формат развития может позволить себе любая компания.
Заодно сократить вознаграждение независимым директорам — $225k в год на одного, а их в совете директоров четыре. Экономия миллиона-полтора долларов на фоне миллиардов рублей на вознаграждения акциями незаметна, но хотя бы остальным обидно не будет.
Источник: e-disclosure.ru
2) Сократить расходы на рекламу – 11,9 млрд ₽ — кто не знает Озон, и непонятные прочие расходы на продажи и маркетинг – 5 млрд ₽.
3) Сократить расходы на доставку — переложить на покупателей и продавцов 15% от 51,4 млрд ₽ расходов на доставку — 7,7 млрд ₽. Этот шаг маловероятен – покупатели разбегутся, поэтому достаточно сократить прочие расходы из себестоимости – 5,8 млрд ₽.
Сокращение расходов Озона
Источник: отчетность компании
Итого экономия за счет 3-х мер – 33 млрд ₽, а Озон выходит в безубыток на операционном уровне и получает 0,3 млрд ₽ операционной прибыли. Чтобы выйти в плюс по чистой прибыли, нужно еще раздобыть порядка 17 млрд ₽ на выплату процентов по долгу на 104 млрд ₽ с учетом процентных доходов. Для чего можно немного увеличить акционерный капитал.
4) Допэмиссия акций на размер долга — 104 млрд ₽. При текущей капитализации Озона 693 млрд ₽ допэмиссия составит всего 15%, т.е. каждому акционеру достаточно скинуться еще по 480 ₽ с акции, если он захочет воспользоваться преимущественным правом выкупа.
На этом этапе Озон чистая прибыль Озона будет нулевой. Для того, чтобы понять сможет ли маркетплейс в принципе быть прибыльным нужно наладить диалог с продавцами. Для этого нужен независимый директор в составе «независимых директоров».
5) Избрать независимого директора в совет директоров, который будет представлять интересы продавцов и миноритариев. Миноритарии, а их доля в Озоне порядка 30% – реальная, но рассредоточенная сила, которая может выдвинуть 3-х кандидатов в совет из 9 директоров (1 кандидат от 10% голосов). Не факт, что изберут, а впоследствии не снимут – у «Восток Инвестиций» есть 2 акции класса А, каждая из которых предоставляет право назначать, освобождать от должности и заменять 2-х директоров.
В этом году еще можно успеть выдвинуть кандидатов в совет директоров Озона — уведомления должны поступить в компанию за 25 календарных дней до даты проведения общего собрания акционеров, которые проходят в декабре-январе, либо дождаться редомициляции, а там будет проще подать и потребуется меньшее количество голосов.
P.S. Можно выдвинуть Тимофея в совет директоров, для чего нужно знать каким количеством акций Озона владеют 225 тысяч смартлабовцев. Но станет ли он заниматься смартлабом и организовывать конфы, если получит $225k от Озона)
(Озон шортим что-ли?)))
Другое дело что прям в ноль эти статьи не зарезать. Ни на рекламу, ни на менеджмент. Так что план неплохой «с улицы», но надо смотреть что реально внутри варится.
Так развивающейся компании вообще нет никакого смысла показывать прибыль. Зачем? Чтобы деньги уходили на налоги дополнительные? Если им есть на что потратить — они будут на это тратить, опуская прибыль в минус. Это нормальная практика вообще любой компании в России — всегда пытаться занизить прибыль (на общем налогообложении).