Динамика спроса на нефть, о которой мы ежедневно слышим, определяется динамикой спроса на нефтепродукты, получаемые из неё. Разные нефтепродукты имеют разный вес в структуре потребления, а также разные динамику спроса на них. Также значительную роль в последние годы играет изменение структуры предложения жидких углеводородов — добыча газового конденсата и ШФЛУ растёт существенно большими темпами, по сравнению с нефтью.
Баланс жидких углеводородов — их производство и потребление — в 2024 году оценивается 12.5 миллионов тонн в сутки.
Потребление нефтепродуктов имеет следующую структуру:
- Дизельное топливо — 3.9 миллиона тонн в сутки
- Бензин — 3.3 миллиона тонн в сутки
- Мазут — 1037 тысяч тонн в сутки
- Керосин — 985 тысяч тонн в сутки
- Сжиженные углеводородные газы — 933 тысяч тонн в сутки.
- Нафта — 847 тысяч тонн в сутки
- Асфальты и битумы — 309 тысяч тонн в сутки
- Прочие нефтепродукты — 947 тысяч тонн в сутки
- Сжигание нефти напрямую и получение электроэнергии — 146 тысяч тонн в сутки.
Мировое потребление двух основных продуктов — дизельного топлива и автомобильного бензина (58% от общего баланса) продолжает многолетний рост. Однако темпыроста замедляются.
Здесь существует несколько разнонаправленных тенденций, которые широко обсуждаются, хоть и с разными акцентами в разных регионах мира. Ключевые тенденции:
- Выход рынков США, ЕС, Великобритании, Японии и других стран с не растущим населением и высоким подушевым ВВП на плато с точки зрения автомобилизации населения и промышленности.
- Увеличение доли автомобилей, работающих на электроэнергии и газе (СУГ и КПГ) в структуре продаж.
- Продолжение роста населения в большинстве стран мира и увеличение доступности транспортных средств (мопеды, автомобили) для населения в этих странах.
Спрос на мазут продолжает многолетней снижение — (-48% к уровню 1990 года). Оно обусловлено как углублением процессов нефтепереработки на НПЗ в развивающихся странах (соответственно дополнительное извлечение из прямогонного мазута светлых нефтепродуктов), так и замещения использования мазута другими видами топлива (газ, электрификация, светлые нефтепродукты).
Потребление нафты и сжиженных углеводородных газов (пропан, бутан) продолжает активно расти — +153% к 1990 году благодаря устойчивому росту спроса на базовые полимеры, получаемые из СУГов и нафты, а также роста роли СУГов в приготовлении еды (вместо угля и дров) и отоплении в небогатых странах (Африка, Индия, Юго-Восточная Азия).
Жидкие углеводороды на переработку, смешивание и сжигание поступают главным образом в виде нефти — 10.4 миллиона тонн в сутки (83% от общего объёма добычи ЖУВ). ШФЛУ — 1.3 миллиона тонн в сутки. Газовый конденсат — 0.8 миллиона тонн в сутки.
При этом добыча ШФЛУ (+258% добыча в 2024 по сравнению с 1990ым) и газового конденсата (+322) растёт гораздо большими темпами, чем добыча нефти (+28%). Именно это обуславливает увеличение доли светлых нефтепродуктов в структуре потребления нефтепродуктов.
ШФЛУ:
Газовый конденсат:
Данные по динамике производства / потребления каждого вида нефтепродуктов, а также объёмам добычи жидких углеводородов доступны в модуле «Нефть и нефтепродукты» Терминала Сиала. Подписка на данные и аналитическую поддержку по почте lab@seala.ru
Телеграмм-канал агентства количественной рыночной аналитики Сиала: t.me/s/seala_ru