Tesla опубликовала отчёт за 2 квартал 2024 г. (2Q24) 23 июля после закрытия рынков. Выручка прибавила 2,3% и составила $25,5 млрд. Скорректированная чистая прибыль в расчёте на 1 акцию (non-GAAP EPS) 52 цента против 91 цента годом ранее. Согласно LSEG (Refinitiv), аналитики в среднем прогнозировали выручку $24,73 млрд и EPS $0,62.
Скорректированная (adjusted) EBITDA упала на 21% до $3,7 млрд. Свободный денежный поток (FCF) $1,34 млрд по сравнению с $1 млрд во 2Q23. Денежные средства и эквиваленты на счетах составили $14,6 млрд, чистый долг отрицательный.
Итоги 2023 г. Выручка Tesla выросла на 18,8% до $96,8 млрд. Adjusted EBITDA просела на 13% до $16,6 млрд. Non-GAAP EPS $3,12 против $4,07 за 2022 г.
Выручка по сегментам. Выручка автомобильного сегмента (Automotive) по итогам года подскочила на 15,3% до $82,4 млрд. Валовая рентабельность автомобильного сегмента (Automotive gross margin) без учёта кредитов на выбросы CO2 составила в отчетном квартале 17% в сравнении с 18,2% во 2Q23. На Automotive приходится 85,2% выручки Tesla в сравнении с 87,7% годом ранее. Выручка энергетического сегмента (Energy generation & storage) взлетела на 54,4% и достигла $6 млрд. Выручка направления «сервисы и прочее» подскочила на 36,6% до $8,3 млрд.
Географическая структура. Рост выручки в США замедлился до +11,2%. Продажи составили $45,2 млрд. Годом ранее рост был 69%. Выручка в Китае выросла на 19,8% до $21,7 млрд. Продажи в прочих странах взлетели на 30,9% до $29,8 млрд. Распределение выручки по регионам: США 46,7% (49,8% годом ранее), Китай 22,5% (22,3%) и остальные страны 30,8% (27,9%).
Поставки и производство. Во 2Q24 поставки электромобилей (EV) снизились на 4,8% и составили 444 тыс. Согласно FactSet, аналитики в среднем прогнозировали 439 тыс. При этом поставки Model 3/Y сократились на 5,5% до 422,4 тыс.
За квартал производство упало на 14,4% до 410,8 тыс. электромобилей. Из них Model 3 и Model Y произведено 386,6 тыс., что на 16% ниже аналогичного показателя 2Q23. Производство прочих EV выросло на 24,5% до 24,3 тыс.
Итого в 2023 г. производство взлетело на 34,8% до 1,85 млн EV. В том числе Model 3/Y 1,78 млн. Поставки выросли на 37,7% и достигли 1,81 млн. Из них Model 3/Y 1,74 млн.
В 2023 установлено солнечных панелей на 223 МВт, что на 36% ниже, чем годом ранее. Tesla установила систем накопления энергии общей мощностью 14,7 ГВт-ч, что в 2,25 раза превышает показатель 2022 г.
Сеть зарядных станций Supercharger выросла на 23% по отношению ко 2Q23 до 6,47 тыс. ед. Число пунктов зарядки (Supercharger connectors) выросло на 24% и составило 59,6 тыс. ед.
Согласно данным Statzon, в 2023 г. доля EV в общем объёме продаж автомобилей в США выросла до 7,6% по сравнению с 6% в 2022. Доля Tesla на рынке электромобилей в США составляет 55% против 65% годом ранее. У второго места, которое занимает Ford, только 6%. По итогам 2Q24 доля Tesla упала ниже 50% на фоне улучшения конкурентных предложений.
Прогноз. Компания предупредила инвесторов, что ожидает в 2024 г. существенного замедления роста поставок.
Обновления.
В конце 2023 г. запущено серийное производство Cybertruck, сейчас компания может производить 125 тыс. Cybertruck в год. Илон Маск ожидает выход на производство 250 тыс. в год, не называя конкретные сроки.
Tesla планирует выпустить более доступную по цене модель в первой половине 2025 г.
В 2023 г. и первой половине 2024 г. Tesla была вынуждена снижать цены на электромобили на фоне сокращения рыночной доли. Например, в апреле этого года стартовая цена на model Y в США была снижена на $2 тыс. до $43 тыс.
Tesla объявит о новом продукте «роботакси» 10 октября, ранее событие планировалось на 8 августа.
Маск ожидает продажи ограниченной серии первой версии роботов Optimus в начале 2025 г.
Производство батарей 4680 выросло за квартал на 51% к 1 кварталу. Компания производит 1,4 тыс. Cybertruck в неделю, используя батареи 4680.
В апреле 2024 стало известно, что компания сократит 10% персонала с целью снизить издержки. В квартальном отчёте Tesla признала $583 млн разовых расходов на сокращения персонала.
Tesla ожидает капитальные расходы выше $10 млрд в 2024. В следующие два года capex будет $8-$10 млрд.
В конце июля компания продлила предложение для жителей Китая по беспроцентному кредиту на 5 лет для покупки определенных моделей. Например, цена model 3 в Китае начинается от 231,9 тыс. юаней ($31,88 тыс.).
В августе 2024 продажи EV в ЕС упали на 43,9% в годовом выражении. Продажи Tesla упали на 43,2%. Итого продажи Tesla в ЕС упали на 16% с начала года. Об этом в сентябре сообщила European Automobile Manufacturers' Association (ACEA). Отмечается, что потребители предпочитают гибридные авто, спрос на которые вырос на 6,6% в августе. Ассоциация отмечает среди причин нехватку стимулов от государства и высокие пошлины на импорт из Китая. В июле продажи также сократились на 11% в годовом выражении.
Реакция Wall Street. Аналитики в целом нейтрально оценили отчёт. Например, аналитик Barclays сократил прогнозную цену с $225 до $220, оставив рейтинг «на уровне рынка» (“equal-weight”). Goldman Sachs подтвердил рейтинг «нейтрально» и прогнозную цену $230. Guggenheim сохранил рекомендацию «продавать» и цель $134. Cantor Fitzgerald понизил рекомендацию с «покупать» до «нейтрально», целевую цену с $245 до $230. HSBC подтвердил рекомендацию «сокращать» (“reduce”) и прогноз $118. Roth MKM оставил рейтинг «нейтрально» и цель $85. UBS оставил рекомендацию «продавать» и прогнозную цену $197.
24 июля акции Tesla просели на 0,2% до $182,5. С тех пор акции компании выросли на 30,5% и в пятницу закрылись вблизи $238. В 2023 г. акции Tesla взлетели в 2 раза до $248. Тогда как индекс Nasdaq Composite вырос на 43,4%.
Обзор результатов за 2022 вы можете почитать в блоге (на Яндекс.Дзен) по ссылке.
Комментарии. Мы оцениваем результаты квартала отрицательно. На рынке EV очевидно наступило охлаждение спроса. Доля EV на общем рынке автомобилей замедлила рост. Tesla существенно прибавляет в сегменте накопления энергии, но данное направление пока имеет низкую долю в выручке компании.
Tesla снижает цены из-за сильной конкуренции, доля компании на рынке в США падает. Снижение цен на фоне слабого роста объёмов неизбежно ведёт к сокращению выручки, что мы и наблюдаем. Выручка сегмента Automotive упала на 10% в 1 полугодии 2024 г. Маржинальность также упала. Незначительное улучшение в целом по выручке формируется за счет сервисов и энергетического сегмента. Возможно, мы наконец видим, как Tesla становится полноценной энергетической компанией. При этом сектор солнечных панелей сейчас чувствует себя очевидно плохо.
Средние годовые темпы роста (CAGR) выручки за последние 5 лет составляют 35,2%, а за 3 года 45,3%. Tesla по-прежнему является компанией роста.
Оценка. Рыночная капитализация Tesla выросла до $829 млрд. Компания торгуется сейчас по мультипликатору «капитализация / выручка» (P/S) = 8,7. Мультипликатор «стоимость бизнеса / EBITDA» равен 55. «Цена / прибыль» или P/E выше 100. Сейчас сложно назвать акции дешёвыми. Учитывая, что выручка падает на фоне сокращения спроса и доли рынка. Инвесторы рассчитывают на новые продукты, включая роботов и беспилотное такси. Скорее следует исходить из идеи иметь в портфеле такие акции, чтобы не быть вне рынка. Мы сохраняем рекомендацию «держать» по акциям Tesla, не более чем на 1% от портфеля (по сумме инвестиций).*
Акции Tesla Inc. (TSLA) входят в состав портфеля SUVE CM.
За время, прошедшее с нашей первой публикации состава портфеля SUVE CM в сентябре 2020, акции Tesla выросли на 62%.
Полный список наших инвестиционных идей и актуальная структура портфеля здесь.
ВНИМАНИЕ! Ознакомьтесь с важной информацией о блоге и описанием стратегии инвестирования.
Твиттер: @cmsuve
Блог на Яндекс Дзен.
См. также: инвестиционная идея Tesla
* Данный текст носит информационный характер, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией или предложением приобрести упомянутые в посте ценные бумаги.