Привет, это Андрей Резинкин, венчурный инвестор, автор Telegram-блога Money For StartUp и основатель клуба для фаундеров стартапов MFS. Я вкладываюсь в стартапы на ранних стадиях, которые нацелены на зарубежные рынки. Запитчить мне стартап легко ― отправить письмо на moneyforstartup@gmail.com.
За 2024 год в этом инбоксе скопилось 178 писем с запросом об инвестициях. Звонков после них ― единицы. Я не поленился собрать топ ошибок, которые заруинили мечты авторов писем. Предлагаю заглянуть в глубину почты инвестора и разобраться, почему конверсия столь ничтожна.
Письмо с заголовком “Фитнес-студия в Москве” осталось непрочитанным. Если его отправили вы, то теперь знаете, почему.
Открытие кабаре, производство ювелирных украшений, продажи на WB (товар неизвестен), доходные апартаменты на Пхукете, коттеджный поселок, производство акрилового листового камня, кинопроизводство, даже образовательный проект для секса ― все это приходит на мой рабочий email.
Инвестор ― это не универсальный кошелек, готовый открыться любой идее. Мир инвестиций очень сегментирован, как минимум на венчурную и более традиционную тематику.
Венчурный инвестор нацелен на стартапы, т.е. технологические проекты с потенциалом кратного роста и высокими рисками. Если ваш проект про дивиденды, то вам нужны другие инвесторы. Они с удовольствием рассматривают более “приземленные” проекты с понятной выгодой и низкими рисками, но с меньшим потенциалом к масштабированию. Эти миры не пересекаются.
Как венчурный инвестор, я не заинтересован в открытии фитнес-студии или производстве ювелирных украшений, даже если они очень понравятся моей жене.
Многие адресанты прошли невероятно сложный фильтр ― как минимум, они представляли венчурные проекты. Но на следующем шаге завалились еще десятки! Эти стартапы не подходят под мой инвест тезис. По-простому, не находятся в нишах, в которые инвестирую.
Есть две категории инвесторов: generalists и specialists, я отношусь ко вторым. Первые смотрят проекты из любых ниш, вторые ― из одной или нескольких. И все они знают, чего хотят. Чего не скажешь о многих соискателях инвестиций.
В открытых источниках легко найти, в какие стартапы я инвестирую, ― это HRTech, Edtech, b2b SaaS, fintech, а вот что мне предлагали:
❌”Платформа бронирования путешествии с виртуальным тур агентом на базе ИИ”
❌”Стартап, направленный на решение проблемы игнорирования рекламы”
❌”Технологически продвинутые услуги мелкого бытового ремонта и обслуживания жилья по подписке или по запросу”
❌”Уникальная система сбора и анализа данных о движении (биомеханики) человеческого тела и мониторинга в реальном времени, созданная специально для бегунов”
❌”Цифровая спортивная экосистема”
За упорство ставлю им плюс, но за трату моего времени вместо того чтобы потратить свое время на поиск информации об инвесторе ― минус.
Массовая рассылка и банальные ошибки ― это очень плохо. Письмо с названием no subject также не имеет шансов.
Пока что складывается ощущение, что мне пишут только безумные люди, а мой email попал в базы для массовых рассылок. Конечно, это не так. Многие письма приходят от адекватных фаундеров стартапов, периодически их тематика сходится с моими интересами. Но самая частая ошибка писем ― много воды и нет конкретики.
У инвесторов мало свободного времени. Через меня за все время прошло более 2000 проектов, теперь я сканирую письма за несколько секунд и ожидаю увидеть в сопроводительном письме (а желательно ― еще на этапе заголовка) все самое важное, а именно цифры.
Но я же сделал такую хорошую, по всем правилам презентацию! ― возможно, скажете вы. Но я не открываю идеальную презентацию, если в сопроводительном письме нет ничего ценного.
Продемонстрирую по нарастающей:
Идеальное письмо без оффера также не пройдет отбор.
Наконец, я регулярно получаю безумные письма. Делюсь выдержками без комментариев.
В этом письме хорошо все:
Мы созвонились и договорились быть на связи несколько месяцев, чтобы проследить за прогрессом по выручке. Надеюсь ребята дадут сильные метрики и стартап станет моим портфельным.
За год в среднем я инвестирую в четыре стартапа ― в этом году лишь одно из этих четырех мест займет стартап, который аутричил меня по email.
Почти половина писем не касаются венчурной тематики. Еще четверть работают не в той области, куда я инвестирую.
Но грустнее всего нужно смотреть на почти 17% писем, которые возможно могли бы привлечь инвестиции. Но были написаны таким образом, что не вызвали интерес.
Друзья из международного венчурного фонда делились статистикой: только 3% сделок приходят через почту, остальные через нетворк.
Почему так происходит?
У меня складывается впечатление, что email – это слишком просто. Погуглил контакты инвесторов, а еще лучше ― поручил ассистенту или купил слитую базу на сотню адресов, написал пару слов, приложил презентацию. Кажется, будто успех неизбежен, ― твой проект рассмотрела сотня человек! Но это работает не так.
Поиск инвестиций можно объяснить сравнением B2C и B2B продаж. Многим товарам и услугам, например, обуви, справедливо нужны высокие охваты, чтобы их купили тысячи людей, отчего маркетологи дают рекламу в каждом утюге и так далее. Но вы как фаундер продаете не обувь, а завод по производству этой обуви!
Количество потенциальных покупателей такого завода ― единицы. Скорее всего, вы будете знать их поименно, а может быть, даже найдете в каком гольф-клубе играют.
Выборка целевых венчурных инвесторов, которые подходят вам по стадии/нише/чеку/географии, будет в лучшем случае несколько сотен.
Действуйте прицельно: изучайте профили инвесторов, ищите совместные контакты и способы познакомиться, запрашивайте рекомендации ― другими словами, заходите “в теплую”.
Когда вы проделали эту работу, можно переходить к грамотному письму.
Для составления темы письма посмотрите это видео на 5 минут:
https://youtu.be/uBfkzFz3o3cФормула такая:
Если цель темы письма ― привлечь внимание, то цель самого письма ― получить обратную связь от инвестора. Используйте формулу из пяти шагов:
Значение имеет все ― заголовок письма, текст, презентация, любой смайлик. Но и цена успеха высока. Вы же не 10 тысяч рублей в кредит берете, верно?
***
Напоминаю, чем могу быть полезен: инвестирую в стартапы ранней стадии в онлайн-образовании, HR-тех, финтех и искусственный интеллект.
Если ваша цель ― показать стартап инвесторам, выйти на рынок, выстроить маркетинг и продажи, разработать продукт ― приходите в MFS CLUB.
ты уделили 1-2 часа на текст с картинками!
видать занят сильно))
но позновательно
Сначала идея, затем анализ писем, далее черновик текста, и наконец картинки и публикация.