Если вы занимаетесь скалолазанием, то точно знаете американку Линн Хилл — в свое время она завоевала более 30 титулов, а ее книга считается лучшим пособием по этому виду спорта.
Но этих достижений могло и не быть, ведь летом 1989 года Линн чуть не разбилась. Причем все вышло как-то нелепо — когда она продевала веревку в ремень безопасности, то увидела, что у нее развязался шнурок на ботинке. Этот шнурок она завязала, а про веревку просто-напросто забыла.
Обратный спуск чуть не стоил ей жизни — незакрепленная веревка не удержалась в ремнях, и Линн рухнула с высоты более 25 метров. Спортсменке повезло, что внизу были деревья и кустарники — она отделалась сломанной лодыжкой, вывихнутой рукой и множеством ушибов и ссадин.
Но ее моральные травмы были намного серьезнее:
«Мне потребовалось много времени, чтобы снова стать лучше и физически, и психологически. Этот случай заставил меня все переоценить. Я поняла, что мы все уязвимы. Мы можем умереть в любую минуту. Людям нравится контролировать свою жизнь, но риск есть всегда».
Линн Хилл была лучшей в своем деле — возможно, ее опыт и умения сыграли с ней злую шутку. Она делала многие вещи на автомате, даже не задумываясь о них — и когда ее система была нарушена, то это чуть не привело к трагедии.
Мне нравится системное мышление — если оно опирается на широкую базу знаний, то это дает хорошие результаты. Нам в любом случае нужны какие-то модели, ведь только так можно понять окружающий мир. А еще это дает нам правила и рамки, чтобы принимать более эффективные решения.
Но в определенных ситуациях эти модели могут нанести больше вреда, чем пользы. И фондовый рынок тут не исключение — например, «простое лучше сложного» никогда не выйдет из рыночной моды, в то время как другие «законы» навсегда останутся в прошлом.
Так стоимостное инвестирование работало долгие годы, пока вдруг неожиданно не «сломалось». Для многих это стало ударом, и лишь немногие сумели перестроиться — одним из них был Билл Найгрен, много лет возглавлявший стоимостный Oakmark Fund:
«Мое главное разочарование состоит в том, что моя лучшая стратегия больше не работает. Думаю, так было всегда. То, что работало 20 лет назад, очень редко работает и сегодня. Раньше мы просто покупали акции с низкими P/E и P/B — и для хорошего результата этого было достаточно.
Когда-то мы были первыми, кто проводил компьютерный поиск таких акций. Раз в месяц мы платили за ранжирование 1500 акций по соотношению P/E. Сегодня любой инвестор может составить такой список за пару минут. Это стало так легко, что стратегия потеряла свою ценность».
Действительно, зачем платить управляющим за то, чтобы они нашли вам «дешевые» акции, когда компьютер сделает это быстрее и не возьмет с вас денег. Но Билл Найгрен все же адаптировался — за последние 15 лет его фонд был лучше рынка.
Современный мир настолько динамичен, что в нем нужны не только ментальные модели, но и финансовая проницательность. В первую очередь нужно понимать КАК думать, и лишь во вторую — ЧТО именно нужно думать. Это сложно, но иначе сейчас никак.
Иногда нужно придерживаться твердого мнения, но не в вопросах финансов — там оно должно меняться в зависимости от обстоятельств. Тот же Баффет называл Apple лучшим бизнесом в мире, а недавно продал их акции на 60 млрд. долларов.
Только проницательность и открытость помогут выжить в мире, который большую часть времени не имеет смысла :)
*****
Еще больше статей вы найдете на канале Финансовый Механизм