Когда строители наконец закончили Бруклинский мост, он стал крупнейшим сооружением в Америке — его длина составляла 1825 метров, что было в два раза длиннее любого другого моста.
Жители Нью-Йорка не сразу поверили в его надежность — их опасения были настолько сильными, что мэр города попросил известного иллюзиониста провести по мосту стадо слонов. Но люди все равно боялись… и через неделю это вылилось в трагедию.
Одна женщина переходила по новому мосту, но нечаянно споткнулась и упала с боковой деревянной лестницы. Другая женщина закричала от страха, а затем кто-то крикнул, что мост рушится. Людей охватила паника, и они бросились к выходу — вскоре весь пролет превратился в океан человеческого хаоса.
New York Times писала: «Через мгновение узкая лестница была забита людьми, которые навалились один на другого. За несколько минут 12 человек были раздавлены насмерть, а 35 получили серьезные травмы».
Контролировать свое поведение очень сложно, а контролировать себя во время паники — занятие почти невозможное. Страх более заразителен, чем любой вирус — он заставляет людей делать такие вещи, какие еще мгновение назад казались им безумными.
Взять, к примеру, громкое банкротство Silicon Valley Bank – отчасти оно произошло потому, что все его вкладчики принадлежали к одной социальной группе. Они живут в одних и тех же районах, общаются в одних и тех же группах, работают в одних и тех же компаниях и так далее.
По сути этот банк представлял из себя социальную сеть крошечного городка, но владел при этом огромными активами. И когда один человек крикнул «пожар», остальные вкладчики услышали этот крик и вывели со своих счетов более 50 миллиардов долларов.
Люди, столетие назад переходившие Бруклинский мост, и клиенты SVB отреагировали так, как не могли себе даже представить — все дело в панике, которая передалась им от других людей.
Легко наблюдать за этим со стороны и поражаться с этих людей, ведь паника кажется нам настолько иррациональной. Но даже те, чьи вклады были застрахованы, вывели свои деньги из SVB. И даже те, кто был далеко от того моста, продолжали спасаться бегством!
Не стоит недооценивать свою склонность к панике. Например, пару лет назад группа ученых провела эксперимент на Facebook – они настраивали новостные ленты и контролировали то, что пользователи будут видеть. И вот к чему они пришли:
«Когда количество негативных новостей увеличивалось, то люди тоже начинали публиковать все больше и больше негативных сообщений, а когда количество негативных новостей снижалось, то люди публиковали больше позитивных сообщений».
Это и есть эмоциональное заражение, которое мы практически не замечаем — нам кажется, что мы принимаем свои решения независимо ни от кого.
Поэтому экономист Роберт Шиллер однажды сказал: «Вы должны осознать, что ваши мысли на самом деле не являются вашими мыслями. Они просачиваются из других мест и от других людей».
Можно ли как-то с этим бороться? Тут есть только один выход — чем сильнее вы реагируете на чужие эмоции, тем вдумчивее вам следует относиться к тому, кем вы себя окружаете. И чем выше ставки, тем большее внимание нужно уделять своему окружению.
Бывший глава Корпорации по страхованию вкладов Билл Сейдман как-то сказал: «Мы никогда не знаем, что будут делать люди, но мы уверены, что они сделают это вместе и сразу».
*****
Еще больше статей вы найдете на канале Финансовый Механизм