Раз в полгода обращаю своё внимание на отчётность ВТБ, с мыслями: «А что? А вдруг?». Но пока к лучшему ничего не меняется, ни в плане эффективности, ни в плане корпоративной культуры. Но посмотрим, какие «сюрпризы» приготовили нам Костин и Ко за первое полугодие.
Во втором квартале рост совокупного кредитного портфеля компании немного замедлился и составил 4,1%. Кредиты физическим лицам выросли на 6,7% во втором квартале. Но здесь, учитывая риторику ЦБ ожидаю замедления во втором полугодии, не только у ВТБ, но и у всего банковского сектора.
Чистые процентные доходы уменьшились во втором квартале на 31,7% до 134,5 млрд рублей. Тому виной чистая процентная маржа, которая составила во втором квартале 1,9% по сравнению с 3,3% годом ранее. Интересно, что будет после июльского повышения ставки.
К чистым комиссионным доходам вопросов нет. По итогам второго квартала 2024 года увеличились на 9,2%.
Расходы на персонал и административные расходы составили 112,8 млрд рублей за второй квартал, увеличившись год к году на 20,8%. Тут были включены расходы расходной базы банка РНКБ, но рост всё равно большой.
Тем не менее, во втором квартале 2024 года чистая прибыль группы ВТБ увеличилась на 8,5% год к году, и составила 154,7 млрд рублей. Тут стоит обратить внимание на доходы от неосновной деятельности (во многом единоразовые, например прибыль от работы с заблокированными активами, валютные переоценки и т.д.), которые оказались лишь немногим меньше дохода от чистых процентов. Хочется, конечно, увидеть качественный рост прибыли за счёт основного вида деятельности банка.
Стоимость риска уже полгода стабильно держится на уровне 0,6%. Поэтому расходы на создание резервов сократились на 24,8%.
Нормативы достаточности капитала банка превышают регуляторные уровни, но явно недостаточны, чтобы начать выплачивать дивиденды.
Доля неработающих кредитов сохранилась на исторически низком уровне и составила 3,1%. Здесь стоит похвалить.
Менеджмент пересмотрел свои прогнозы на этот год. В основном всё в сторону повышения, кроме чистой процентной маржи. О чём мы говорили выше, она и без того страдает, а при повышении ставки может схлопнутся ещё больше.
Банк дешёвый, по P/B уже 0,45. Но он с 2017го года торгуется ниже капитала, а желающих покупать не прибавляется. Хотя рентабельность капитала уже солидные 22,6%, посмотрим в динамике, что будет дальше.
Что я делаю. Банк для любителей. С точки зрения спекулянта – да, с точки зрения инвестора – нет, пока не сменится менеджмент или не повысится корпоративная культура. Что касается результатов. Про дивиденды менеджмент говорил, что ждут «сюрприз», но с такой достаточностью капитала, если и будет «сюрприз», то очень маленький, а значит негативный. Основной вид деятельности по-прежнему стагнирует и не развивается. Пока не понимаю зачем туда лезть, когда в секторе есть Сбер, БСП, Совкомбанк и Т-банк.
Портфели, сделки, антихрупкость — ЗДЕСЬ
да да, шел 2026 год, все ждали «больших» дивидендов от ВТБ