Количество страховщиков уменьшается: как это влияет на страхование?
История российского страхового рынка началась после вступления в 1994 году в силу Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Он закрепил возможность открытия частных страховых организаций и базовые требования к их деятельности. После этого отечественный страховой сектор стал активно развиваться. В начале 2000-х к этому добавилась тенденция к росту концентрации рынка.
С 2002 по 2023 годы количество страховщиков сократилось более чем в десять раз. К концу 2023 г. в России осталось 132 страховые организации. Аналитики ожидают дальнейшего сокращения их количества при укрупнении компаний «первой двадцатки».
Это подтверждают цифры. Хотя страховых компаний становится меньше, рынок страхования из года в год растёт. Просто клиенты прекращающих работу организаций не уходят с рынка, а переходят к крупным игрокам, которые предлагают лучшие условия.
Так, за последние 18 лет доля топ-5 крупнейших Non-life страховщиков увеличилась с 28% до 63%, а топ-10 — с 39% до 81%. В страховании жизни доля 10 крупнейших игроков поднялась с 71% до 89%, а топ-5 — с 54% до 77%. С 2022 года ЦБ прекратил публикацию данных по отдельным компаниям, но, по имеющейся информации, страховой рынок продолжает укрупняться.
Другой тренд – выход на страховой рынок игроков из других сфер. О таких планах недавно объявляли WB и Ozon. Хотя их появление и потеснит небольших страховщиков, оно благоприятно скажется на рынке страхования в целом, так как познакомит со страховыми продуктами новую аудиторию маркетплейсов. Это потенциально увеличивает проникновение страховых услуг в экономике РФ.
Продолжающаяся консолидация российского страхового сектора не мешает его развитию. Наоборот, в текущих условиях уменьшение числа игроков увеличивает эффективность всего сектора, поскольку большую долю получают опытные и надежные страховщики, способные грамотно учитывать риски и распоряжаться обязательствами так, чтобы создавать лучшие условия для своих клиентов. Кроме того, страхование сегодня – это про цифровые продукты. Их разработка по силам только крупным игрокам с большими финансовыми и человеческими ресурсами.