Сколько же зарабатывают владельцы ПВЗ? «В начале 2021-2022 года можно было выручать с одного ПВЗ 200 000-250 000 рублей в месяц, — рассказывает владелец крупной сети ПВЗ. — Сейчас выходит чуть больше 250 000-280 000 рублей, но это без учета удержаний. Если вычесть штрафы и привести к инфляции, то выходит, что мы стали зарабатывать в ценах 2021 года меньше — 190 000-200 000 рублей на один ПВЗ».
«На сегодняшний день партнеры Ozon получают 5% от оборота выданных заказов, но не более 250 рублей за каждый товар, а также зарабатывают на обработке возвратов, выдаче карт нашего банка или заказов Ozon fresh», — рассказывает представитель Ozon.
Доход одного ПВЗ Ozon в среднем по стране его партнеры оценивают в 130 000-180 000 рублей в месяц без учета стоимости аренды помещения. В Московской области в новых ЖК доход составляет порядка 180 000 рублей в месяц, при этом на аренду уходит 70 000, на зарплату 70 000 и 15 000 — на операционные расходы. «Согласно опросу АУРЭК, практически две трети владельцев ПВЗ Ozon продемонстрировали рост оборотов к апрелю прошлого года (в среднем на 160%), при этом в среднем денежное вознаграждение в процентах относительно оборота выросло на 8% (с 5,18 до 5,59 %), что соответствует уровню инфляции (рост инфляции в России за 2023 год составил 7,42% по данным Росстата), — подсчитал Ефимов из АУРЭК. — С учетом вводимого сервисного сбора (в среднем 22% от вознаграждения) итоговое вознаграждение снизилось в сравнении с апрелем 2023 года на 9,45%. В сравнении с договорными условиями апреля 2023 года при текущем обороте и с учетом сервисного сбора опрошенные ПВЗ имеют недополученный доход в виде вознаграждения в размере до 133 700 рублей (в среднем 38 280 рублей), что в процентном отношении к получаемому сейчас вознаграждению означает ухудшение условий примерно на 9,5% (без учета инфляции), а с учетом инфляции — на все 16,87%».
В мае 2023 года «Яндекс» резко изменил оферту, продолжает первый франчайзи.К регрессивной процентной ставке добавили так называемый потолок выплат за дорогостоящий товар в 750 рублей. Это значит, что при продаже, например, нового смартфона ПВЗ получал не процент от его цены, а фиксированную, причем небольшую, сумму. Стоимость товара, на который налагались ограничения, не была постоянной, а высчитывалась исходя из регрессивной ставки и оборота пункта. Если сумма выдачи товара у ПВЗ до 500 000 рублей в месяц, то плата в 750 рублей назначалась за каждый товар стоимостью более 7500 рублей (10%), при обороте до 1 млн рублей 750 рублей начислялись за товар дороже 11 000 рублей (8%), и т. д.
Владельцы ПВЗ правы, когда говорят, что их приманили хорошими условиями: маркетплейсы в период завоевания рынка готовы были нести убытки ради привлечения партнеров и расширения сети, полагают опрошенные Forbes аналитики рынка. Но теперь, когда фаза роста окончена, такого больше не будет.«Это ограничение стало фатальным: практически все товары на «Яндексе» — это был «дорогостой», — рассказывает собеседник Forbes. — Изменение привело к тому, чтооколо половины наших с партнерами ПВЗ стали убыточными. Ежемесячный убыток сети составил около 3 млн рублей в месяц. Спустя год нам пришлось закрыть большую часть ПВЗ, убытки на открытие и содержание нерентабельных пунктов мы оцениваем в 106 млн рублей».