Сбербанк смог справиться с последствиями жестких западных санкций, заработав в 2023 году рекордную прибыль в 1,5 триллиона рублей, и благодаря произошедшей дедолларизации создал более маржинальную бизнес-модель, сказал старший вице-президент, глава финансового блока Тарас Скворцов в интервью Рейтер.
Банк прогнозирует прибыль в 2024 году в диапазоне 1,5-1,6 триллиона рублей, но видит «потенциальные истории», которые помогут заработать больше. При этом многое будет зависеть и от ключевой ставки ЦБР, вероятность повышения которой в июле заметно возросла.
Ниже следуют развернутые высказывания Скворцова:
О РЕКОРДНОЙ ПРИБЫЛИ СБЕРБАНКА ЗА 23Г: Прибыль выросла не только у Сбера, но и у всей банковской системы России. Сбер заработал примерно 45% от прибыли всего сектора. Кстати, если взять все банки мира, которые раскрыли свои финансовые показатели за 2023 год, мы были бы на 11-м месте по размеру прибыли в абсолютном выражении. Но что в основе этого результата?
1. внешние факторы, такие как очень хорошие показатели экономического роста. В прошлом году ВВП РФ вырос на 3,6%
2. Сыграла роль и достаточно мягкая, комфортная для нас денежно-кредитная политика в первом полугодии 2023 года.
3. Очень большой вклад, конечно, внесла наша собственная работа, технологическая трансформация, которой мы занимались несколько лет, начали еще до 2022 года и в разгар этого кризисного года практически закончили. К 2023 году 87% всех наших IT-решений были реализованы на нашей платформе. И, конечно, это внедрение искусственного интеллекта,
4. Эффективность процессов, каждого сотрудника, всех подразделений, дочерних компаний. Посмотрите на показатель (cost to income ratio), который в прошлом году впервые опустился ниже 29%, это, конечно, тоже большой вклад.
Поэтому… я думаю, что здесь сыграла роль комплексная взаимосвязь внешних факторов и нашей работы по достижению тех показателей, которые у нас в итоге были получены в прошлом году.
ЕСЛИ БЫ НЕ САНКЦИИ, ПРИБЫЛЬ СБЕРА БЫЛА БЫ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?
Конечно, санкции — это, с одной стороны, всегда ограничение, и любое ограничение для бизнеса — это всегда плохо. И банк, и особенно наши клиенты в 2022 году столкнулись с гигантскими вызовами, и на финансовый результат 2022 года санкции повлияли крайне негативно. Но, как ни парадоксально, последствием этих санкций стали позитивные моменты, например,
дедолларизация. Это означало, по сути, для нас увеличение более маржинального бизнеса рублевого, в котором мы зарабатываем больше. Произошло, в части корпоративного бизнеса, замещение иностранного фондирования российских компаний на рублевое.
С рынка начали уходить иностранные дочки международных банков, которые работали в России. Они были довольно активны в России и занимали приличную долю рынка, и поскольку они бизнес сокращали, то этот бизнес стал переходить к другим игрокам, в том числе, к нам.
Произошло ускорение экономического роста на фоне санкций, и это тоже помогло банковскому сектору вырасти. Что касается розницы, то здесь в основном сработали меры поддержки и большой рост доходов населения, причем он затронул очень широкие слои населения. Мы видели, что, например, в прошлом году даже доходы Москвы долго отставали от темпов роста доходов в других регионах, чего давно не было. И это тоже важно для Сбера, потому что банк работает…
t.me/reuters_ru
Скоро будут массовые просрочки