Многие сравнивают байбек с дивидендами, и в этом есть логика: в обоих случаях компания тратит накопленный кэш на повышение благосостояния акционеров. В случае дивидендов — напрямую через выплату им денег, а в случае байбека — через рост стоимости акций и потенциально более высокие дивиденды на акцию в будущем (т.к. акций становится меньше).
Но для компаний, которые торгуются по низкой оценке, я считаю байбек более позитивным действием по сравнению с дивидендами. Во-первых, компания выкупает акции ниже фундаментальной стоимости, что в результате приводит к росту самой фундаментальной оценки (так происходит с покупкой любого актива по цене ниже справедливой, просто в случае с байбеком компания покупает сама себя по заниженной оценке у рынка). Во-вторых, при байбеке акционеры не платят налог на прибыль, который удерживается автоматически после получения дивидендов, что в долгосрочной перспективе создает позитивный эффект сложного процента (это актуально для всех байбеков, не только для недооцененных компаний).
Также важно влияние байбека на рыночный баланс спроса и предложения: если нет крупных продавцов, эффект в виде повышения цен акций может быть непропорционально больше байбека (условно, 1% байбека может привести к росту акций на 10%, т.к. дешево продавать никто не хочет, а без байбека не хватало активного спроса для роста котировок).
Напомню, кто из популярных компаний прямо сейчас делает байбеки:
1) «Самолет» (в течение 2024 года не более 10 млрд руб., это 4,6% капитализации)
2) «Роснефть» (до конца 2026 года не более 102,6 млрд руб., это 1,6% капитализации, но тут есть нюанс — компания пользуется байбеком гибко и включает его только на просадках, для стабилизации акций)
3) Whoosh (до мая 2025 года 1,3% общего количества акций, но компания их не погасит, а включит в пул в рамках программы мотивации менеджмента)
4) «Тинькофф» (ТКС) (до конца 2024 года не более 10% общего количества акций)
5) МТС (4,2% акций выкупает с дисконтом у иностранцев, т.е. не с Мосбиржи)
6) «Русал» изучает возможность байбека (нет уверенности, что это будут рыночные условия)
Чтобы оценить масштаб выгоды от байбека, нужно, конечно, понимать справедливую оценку компаний в текущих условиях — она должна быть существенно выше цены выкупа. Из вышеперечисленных почти все компании, по оценкам нашей команды, делают хорошие покупки.
Александр Сайганов, Head of Research