Акции Tesla Inc. (-5,59%) упали в понедельник, так как инвесторы переваривали новости о крупных увольнениях, уходе еще одного важного руководителя и потенциальных производственных проблемах.
В то время как сокращение численности персонала является более серьезной проблемой, снижение цены акций в равной степени связано с тем, кто уходит, а также с тем, сколько людей теряют работу. Согласно последнему годовому отчету, по состоянию на декабрь в Tesla Inc. работало 140 473 человека.
«Мы провели тщательную проверку организации и приняли трудное решение сократить нашу численность персонала более чем на 10% по всему миру», — говорится в электронном письме Маска.
Компания по производству электромобилей планирует уволить более 10% своей глобальной рабочей силы, согласно обновлению компании, отправленному генеральным директором Илоном Маском. «Нет ничего, что я ненавижу больше, но это должно быть сделано», — написал он, согласно многочисленным сообщениям. «Это позволит нам быть бережливыми, инновационными и готовыми к следующему циклу фазы роста».
Tesla не ответила на просьбу Barron's прокомментировать обновление.
В дополнение к увольнениям, Дрю Баглино, глава Tesla по силовым агрегатам и энергетике, уходит в отставку. Он работает в Tesla уже 18 лет и является одним из немногих руководителей, о которых инвесторы слышат на мероприятиях для инвесторов Tesla. Инвесторы хотели бы, чтобы он взял на себя расширенную роль в компании, а не покинул ее полностью.
Это «похоже на то, как если бы Келс ушел из «Чифс», говорит аналитик Wedbush Дэн Айвз. «Не очень хороший знак, и он добавляет темной тучи над головой Теслы. Дрю был ключом к видению Model 2». Model 2 — это недорогой электромобиль Tesla, который должен появиться на дорогах в конце 2025 года.
Уход Баглино последовал за уходом финансового директора Закари Киркхорна в августе. Киркхорн и Баглино были единственными руководителями, кроме Маска, перечисленными в сводной таблице компенсаций Tesla за 2023 год, в которой содержится подробная информация о заработной плате топ-менеджеров.
«Кто-то должен взять на себя ответственность за ухудшение роста объемов и маржи прибыли Tesla», — сказал Гэри Блэк, соучредитель биржевого фонда Future Fund Active, который владеет акциями Tesla. «Это был не Илон».
Tesla потеряла как минимум еще одного руководителя. Исполнительный директор по развитию бизнеса Рохан Патель написал в Твиттере, что он тоже уходит.
«Улица хочет и нуждается в ответах на следующей неделе на конференц-звонке Tesla за первый квартал в следующий вторник, 23 апреля», — написал Айвз в понедельник. «Нам нужно услышать обоснование сокращения расходов, стратегию на будущее, дорожную карту продукта и общее видение от Маска, иначе многие инвесторы могут направиться к лифтам во время этого идеального шторма категории 5 слабого спроса, который Tesla наблюдает во всем мире в 2024 году».
Сочетание слабого спроса и других негативных новостей ставит под угрозу оценку Tesla. В то время как Tesla торгуется в 44 раза дороже прибыли на акцию, которая, как ожидается, будет получена в 2025 году, S&P 500 торгуется почти в 19 раз. Проблема в том, что ожидается, что прибыль Tesla вырастет в среднем примерно на 9% в период с 2023 по 2025 год, что соответствует историческому среднему значению для S&P 500.
Рост стал проблемой для Tesla в 2024 году. Компания поставила около 387 000 автомобилей в первом квартале, что почти на 9% меньше, чем годом ранее, что примерно на 20 000 единиц ниже самой низкой оценки на Уолл-стрит. Разочаровывающий результат был получен через несколько недель после того, как компания сократила производство на своем предприятии в Шанхае в марте.
Во всем мире продажи всех аккумуляторных электромобилей выросли примерно на 10% в годовом исчислении в первом квартале года. Это сопоставимо с ростом примерно на 35% в четвертом квартале.
Tesla закончила 2023 год с чуть более чем 140 000 сотрудников и отгрузила около 1,8 миллиона автомобилей. Это означает, что в конце 2023 года Tesla отгрузила около 13 автомобилей на каждого сотрудника, который у нее был. General Motors поставила 38 автомобилей на одного сотрудника, в то время как Ford Motor — 25.
Количество транспортных средств на одного сотрудника в 2023 годуИсточник: отчетность компанииГроссмейстерБродБМВТесла0510152025303540Автомобили/сотрудникTesla выглядит гораздо менее эффективной, чем две другие, но есть важные предостережения. Tesla владеет своими дилерскими центрами и частью производства аккумуляторов. У нее также есть стационарный бизнес по хранению энергии и она управляет крупнейшей в стране сетью быстрой зарядки. Более того, цифры GM включают продажи совместных предприятий в Китае.
Другое сравнение, с BMW, выглядит более благоприятным для Tesla. В 2023 году BMW отгрузила почти 2,6 миллиона автомобилей и насчитывает около 155 000 работников, что составляет около 16 автомобилей на одного работника.
Тем не менее, отсутствие роста означает, что потребность в сотрудниках уменьшается. Более медленный рост также означает, что компании, как правило, уделяют больше внимания эффективности.
Новость об увольнении появилась после сообщений о том, что Tesla приостановила производство своего Cybertruck, чтобы исправить некоторые производственные проблемы. Tesla не ответила на просьбу прокомментировать остановку.
Производство Cybertruck в последнее время составляло несколько сотен единиц в неделю, судя по результатам поставок. Tesla надеется довести этот показатель до 5000 единиц в неделю, но Маск в недавнем прошлом заявлял, что этот показатель не будет достигнут до 2025 года.
Все последние выпуски оказали давление на акции. Перед началом торгов в понедельник акции Tesla упали более чем на 30% с начала года.
У NVIDIA похожая картина