*FXRB*
*FXRB* личный блог
29 марта 2024, 11:14

Запад создал оранжерейные условия для русских заводов

Запад создал оранжерейные условия для русских заводов

 
 Необходимое условие развития отечественной промышленности — проблемы с импортом. Особенно это верно для станкостроения в России, так как десятилетия назад иностранные производители станков заходили на наш пустой рынок с толстыми пачками грязных денег — практически в открытую прикармливая и приручая инженеров. Отечественному производителю конкурировать с импортом было сложно по трём причинам.

1. Производственная база и инженерные традиции у нас объективно слабее. На Западе совершенствовали свои станки веками, тогда как у нас в 20-м веке был длинный «нерыночный» период, за время которого мы накопили значительное отставание.

2. Инженеры, ответственные за закупки станков, лоббируют технику, за которую получают откаты, то есть станки западных производителей. Я пишу «западных», так как системная коррупция, когда будущего главного инженера «ведут» десятилетиями, начиная ещё со студенческой скамьи — это западное ноу-хау. Русские и китайские производители так не делают.

3. Как итог, всё русское коррупционеры дружно ругают: даже когда один берёт деньги у немцев, второй у японцев, а третий у корейцев. Сказать директору «не надо покупать русский станок, он плохой» — одновременно и выгодно, и безопасно. У русских станков были осязаемые конкурентные преимущества и до 2022: к примеру, возможность быстро заменить сломанную деталь, без возни с таможней и тому подобным. Поэтому критиковать русские станки было стандартной практикой у ответственных за закупки — это позволяло существенно снизить риск, что директор или собственник выберут в итоге «безоткатное» оборудование.

Живительные санкции помогли исправить ситуацию: цена западных станков резко выросла, а их надёжность, напротив, резко понизилась. Владельцы западных станков справедливо опасаются теперь не только сложностей с запчастями, но и вредоносных отключающих кодов от западных поставщиков. Как итог, отечественные производители станков получают массу заказов и бурно растут.

Широкая публика читает самые горячие новости — о производстве самолётов, например. Сейчас, к примеру, идёт серийное производство русского самолёта МС-21, на стапелях уже восьмой экземпляр (ссылка). План — производить 72 самолёта ежегодно.

Однако за кадром остаётся, простите за модное слово, экосистема: бесчисленные цеха, которые производят комплектующие и станки для производства. В Омске, к примеру, разработали станок для сборки авиашин для Ту-214 (ссылка). Тут как с айсбергом: невозможно собрать хороший самолёт (верхушку айсберга), не обеспечив надёжную поставку десятков тысяч комплектующих (подводную часть айсберга). При этом для производства большей части деталей самолёта нужен отдельный станок, зачастую и не один.

Раньше многие детали покупали за рубежом, но теперь стараются делать всё внутри России. И, что характерно, всё получается: мы действительно можем производить 95% необходимого у себя. Если бы Россия была, допустим, Нигерией или Эфиопией, нам пришлось бы туго, так как с нуля масштабное производство не развернёшь: нужны и инженеры, и квалифицированные рабочие, и, главное, хваткие капиталисты. При всём уважении к этим двум странам, их золотой век ещё впереди. Пока что в Африке с квалифицированными кадрами плохо, так что извлечь пользу из санкций африканцы не смогли бы. А вот в современной России все необходимые условия для бурного роста промышленности уже выполнены. Спасибо Западу: он перевёл агрессию на новую уровень именно в тот момент, когда защита русских рынков от вражеского экспорта смогла принести стране максимальную пользу.

Аналогичным образом расцветают и разработчики отечественных программ. Недавно очередной раз обрадовал Автодеск — он запретил русским предприятиям пользоваться Автокадом (ссылка). Так как пиратское ПО неудобно в работе, запрет стал королевским подарком, например, отечественному Компасу, который сейчас весьма хорош. Привыкшие к Автокаду, понятно, воротят рыло — и опять-таки, не в последнюю очередь из-за нежной дружбы с поставщиками иностранного ПО — но после ввода санкций выбора у них особого нет. Лучше потратить ресурсы на смену платформы, нежели работать с открытыми врагами.

Впрочем, при смене программ приходится царапать днище о неприятный подводный камень. Компании, которые давно работали с Автокадом, успели накопить огромный питомник скриптов, позволяющих автоматизировать работу над чертежами. Переводить все эти скрипты-сценарии, например, на Компас (или на другую отечественную систему проектирования) — огромный труд. В обычных обстоятельствах это стало бы веской причиной держаться за Автокад до последнего. Сейчас, однако, то самое «последнее» уже клюнуло в нижний мозг, так что выбора нет — приходится скрипеть зубами и разрабатывать новые скрипты.

К счастью, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, и вот почему.

1. Основная масса накопленных за долгие годы скриптов-сценариев лежит мёртвым грузом в библиотеках и не используется никак. В ежедневной работе находится небольшая часть скриптов, при этом скриптов, от которых скорость разработки зависит критически, совсем немного. Вот это маленькое критическое ядро можно перевести на новую систему моментально, чуть ли не за два-три месяца.

2. Скрипты портятся со временем. Через полгода инженер, создавший скрипт, крепко забывает детали, и помнит алгоритм только в самых общих чертах. Потом появляются новые проблемы: меняется версия программы, меняется формат чертежей, увольняется разработчик. Так как скрипты для внутреннего пользования инженеры документируют из рук вон плохо, через какое-то время становится проще написать скрипт с нуля, чем пытаться оживить покрытый пылью код, выдающий при попытке запуска непонятную ошибку. Ну а если всё равно писать с нуля, так уже нет разницы, на какой платформе: на Автокаде, или на отечественной.

3. Одна из немногих вещей, с которыми ИИ справляется на пятёрку — перевод коротких скриптов с одного языка программирования на другой. Если инженер хорошо разбирается в матчасти, то сделать из старого скрипта новый он может при помощи робота очень быстро, иногда даже за час-другой. Собственно, даже безо всякого ИИ переводить на другой язык именно короткие скрипты — одно удовольствие. Это с огромными системами по управлению предприятиями всё сложно, а маленькие задачи, которые можно целиком уместить в голове, хорошие инженеры-программисты щёлкают на раз-два.

В общем, режиму протекционизма я весьма рад: наша промышленность, которая ещё недавно боролась за жизнь в суровом деловом климате, обнаружила себя в 2022 году практически в оранжерее.

Я знаю, что предприниматели со мной не согласятся. Наш брат-предприниматель всегда жалуется на жизнь: и когда государство его душит, и когда он катается, как сыр в масле. Но всё же статистика показывает, что я прав: отечественное производство демонстрирует последние два года не только количественный, но и качественный рост.
63 Комментария
  • Spekul777
    29 марта 2024, 11:20
    Прекрасная статья. Специально зашел на Авито и сразу увидел тысячи объявлений — понятно что со спецами чтоб все это тянуть проблем нет


  • Живительные санкции помогли исправить ситуацию: цена западных станков резко выросла,
    Вообще не ощущаю санкции. В Магните купил роскошный коньяк Hennessy VS, а в Красном и белом лежит бутылочка изумительного коньяка Hennessy XO. Причем цены в переводе на доллар даже ниже, чем были до санкций! VS купил за 1290 руб.
    • felidae
      29 марта 2024, 11:52
      Диванный аналитик-практик, хеннеси параша, коньяки параша, бренди в целом параша, за очень редким исключением
      • martnk
        29 марта 2024, 12:03
        felidae, давайте на минуту представим, что вы действительно знаете какой вкус в параше. 
    • Мартын Тимофеев
      29 марта 2024, 11:55
      Диванный аналитик-практик, тоже вообще не ощущаю санкций купил китайский шикарный автомобиль по цене х5 (пару лет назад), поставил свечку, чтобы заводился в мороз и ждать запчастей не более 2 месяцев и наслаждаюсь…
      • Потерьнет
        29 марта 2024, 12:41
        Мартын Тимофеев, мы тоже Джаку радовались три года. Щас, на четвертый все посыпалось. Даже изоляция на проводке ломается на ровном месте. А это какой никакой бренд, которому не пофиг на репутацию. Что будет с новоделом, который щас китайцы-братушки впаривают по хаям лишнехромосомным лет через пять-десять.
        ЗЫ Джак грузовой 6-ти тонник. Я на нормальной машине езжу.
    • Диванный аналитик-практик, прикинь какая у них наценка… и сколько бобла они рубят…
    • Шлем Отечества
      29 марта 2024, 14:14
      Диванный аналитик-практик, … и этикетка, как настоящая.
    • Gotamcity77
      29 марта 2024, 22:05
      Диванный аналитик-практик, получать в рублях, но покупки переводить по цене покупки в долларах

      no comments
      • Шлем Отечества
        30 марта 2024, 00:42
        Gotamcity77, цена в долларах — номинал, всё остальное — от лукавого
  • GrexkiY+
    29 марта 2024, 11:52
    И так во многих областях; Косметика, вино, пиво, станки, автопром, авиапром, бытхимия, одежда, софт, бытовая техника, финтехеологии, и многое много другое, чему лично я очень рад!
  • … нужны и инженеры, и квалифицированные рабочие, и, главное, хваткие капиталисты.
    Вот скажите неужели без капиталиста инженеры и рабочие не справятся? На кой он в этой цепочке? Да ещё и через это «главное» подано так, будто паразит в организме это самое важное.
    • Dfyt
      29 марта 2024, 13:02
      Винету Карабасович Монетка, всю жизнь  так: прежде чем что либо сделать это надо кому то это продать. Наклепать полный склад изделий и закрыть завод? По моему опыту хорошие инженера- плохие продажники, про рабочих даже говорить не стоит, смену сдал-смену принял, не более. Большинство станков покупаются под конкретные проекты, а не чтоб было…
      • Dfyt, а если не надо продавать? Если вся страна работает как единая фабрика. Вот, для примера, лопатки для турбин Боинг делает в одной стране, а турбину собирает в другой. Есть чёткий план, сколько лопаток надо, есть прайс по какой он эти лопатки купит. И хоть ты тресни, и будь хоть лучшим в мире продавцом, больше чем надо Боингу и дороже ты их не продашь. И никому кроме Боинга ты их не продашь, потому что для Аэрбаса другие лопатки нужны. Вот и выходит, что транснациональные корпорации уже давно юзают плановую экономику, а лохов всё рыночком кормят.
    • Анзорик
      29 марта 2024, 13:08
      Винету Карабасович Монетка, Вот скажите неужели без капиталиста инженеры и рабочие не справятся?
      Нет.
    • Среднеброд
      29 марта 2024, 13:47
      Вот скажите неужели без капиталиста инженеры и рабочие не справятся? 

      Винету Карабасович Монетка, я считаю, что это замечательный вопрос на ресурсе про инвестиции и трейдинг. 
      • Среднеброд, вопрос более чем замечательный. Современные технологии позволяют экономическим агентам взаимодействовать напрямую минуя посредников. Возьмём нашу тусовку, вот какие такие функции брокера не может исполнить торговая площадка? Для чего в современных реалиях нужен брокер? Стричь комиссию? И так во всех сферах. Непреодолимое противоречие системы в виде общественного производства и частного характера присвоения результатов рано или поздно систему доканает. Лучше рано.
        • Среднеброд
          31 марта 2024, 16:11
          Винету Карабасович Монетка, ну как бы и мы в этом процессе нафиг не нужны. Я на это намекаю. Другими словами, ваше исходное послание звучит как «пчелы против меда».
          • Среднеброд, ну как же не нужны? Кто ж создаёт ликвидность если не спекулянты?
            • Среднеброд
              01 апреля 2024, 15:52
              Винету Карабасович Монетка, биржа ведь тоже паразит, ее тоже можно убрать, а нет биржи — нет спекулянтов и не нужна никакая ликвидность. 
              • Среднеброд, биржа это централизованная торговая площадка. Организация процесса взаимодействия продавцов и покупателей несёт издержки, биржевая комиссия их покрывает. Всё честно. Что касается паразит биржа или нет, то это смотря при каких условиях. Биржу никто не придумывал, она появилась в ходе самоорганизации заинтересованных лиц, когда люди поняли, что удобно всем желающим что-то купить-продать собраться в одно время, в одном месте.
                • Среднеброд
                  01 апреля 2024, 19:14
                  Винету Карабасович Монетка, ну я то на это смотрю как ученый и как опытный программист, привыкший делать и оптимизировать сложные системы. Паразит и еще какой. Причем оптимизация всего этого может кончиться гражданской войной. Я вот даже не знаю, за кого я буду болеть, за «красных» или за «белых». Мы ведь тут на этом ресурсе не просто так сидим, за 30 лет  капитализма уже многие жирком обросли и сами капиталистами стали. Вот придет какой-нибудь пламенный революционер, душелюб и людовед типа Шваба и начнет глобальную справедливость направо и налево учинять…
                  • Среднеброд, революционную ситуацию создаёт власть, а революцию совершают массы, те что здесь сидят это даже не капля в море, это ничто. Да и жирок этот рано или поздно монополии подспустят. Монополизация неизбежный процесс и когда-нибудь люди зададут вопрос почему это монополии обогащают какую-то группу мутных лиц, а не служат всему обществу?
                    • Среднеброд
                      01 апреля 2024, 22:42
                      Винету Карабасович Монетка, ну такие как Шваб это и есть та самая власть. Причем таких как Шваб довольно много и среди очень богатых людей есть весьма странные течения.

                      когда-нибудь люди зададут вопрос 

                      Не зададут. Потому что «революционную ситуацию создаёт власть». Тут я с вами абсолютно согласен…
  • peperoni
    29 марта 2024, 12:08

    Было бы все так хорошо, все бы порадовались.

    Однако, стоит поинтересоваться заявленными и реальными характеристиками самолетов и двигателей к ним.

    Я так очень опечален тем, насколько заявленные характеристики отличаются от реальных...

    Что-то подсказывает, что эксплуатантам самолеты с такими характеристиками не нужны, потому, что экономика перевозок не сойдется.

    • Александр Минин
      29 марта 2024, 12:26
      peperoni, СССР занимала большую часть рынка авиаперевозок с высочайшим качеством услуг. И угробили его такие как ты. Неграмотные и бестолковые. Вместо того, чтоб совершенствовать и развивать свое, побежали за западной яркой рекламой. Я всегда говорю, если твои дети не такие талантливые как у соседа, ты что, бросишь своих детей и пойдешь вторым мужем к соседям?
      • peperoni
        29 марта 2024, 12:37

        Александр Минин, прежде, чем подобным образом высказываться стоит в зеркало посмотреть.

        Есть, что сказать по поводу характеристик самолета и двигателей?

        Или по экономике перевозок?

        Или все, что можете сделать — скатиться до моей личности?

      • BobbyKotick
        29 марта 2024, 12:50
        Александр Минин, этот комментарий, видимо, рассчитан на зумерков, родившихся и проживших всю жизнь при Путине. Нормальный человек помнит, какое «небо и земля» были первые старые подержанные боинги в сравнении с трясущимися и шумящими тушками и яками.
  • Попов Роман
    29 марта 2024, 12:22
    Вот тут тоже было много бравурных речей про то, как мы теперь все сами, да и не хуже, чем у врагов...
    Вот тут тоже было много бравурных речей про то, как мы теперь все сами, да и не хуже, чем у врагов…
    • Friend
      29 марта 2024, 12:27
      Попов Роман, Это грустно
    • sl_walker
      29 марта 2024, 13:43
      Попов Роман, Так байкал это чубайсовский распил был изначально. Эльбрус вроде у нас живенький проект по процессорам. 
      • Среднеброд
        29 марта 2024, 13:56
        sl_walker, это «Т-платформы» совместно с фондом инфраструктурных и образовательных программ Роснано. «Т-платформы» — серьезная контора. 
      • Анатолий
        29 марта 2024, 14:28
        sl_walker, сколько лет проекту, где купить и зачем? Чубайс, конечно, во всем виноват. Но это всей стране было известно до его назначения.
        • sl_walker
          29 марта 2024, 15:01
          Анатолий, так это не удивительно. чуби известный рукожоп и вор
  • Dfyt
    29 марта 2024, 12:45
    Инженер электрик-механик ( 2 образования ), могу  механиком по всем направлениям, мехатроником, электронщиком и совсем немного программистом PLC. 12 лет назад я работал в испанской фирме ( в России ) за 1800 долларей, потом 8 лет проработал в Ирландско-французкой за 1700. А сейчас все иностранцы скукожились, и я после двухлетнего перерыва вышел на рынок труда. Куда бы я ни пришел, меня хотят все… за целую 1000-1300 баксов… И у меня проблема парни: не встает. Может все дело в низкой оплате, может в отсутствии хороших рабочих мест ( это вообще отдельная история, как собственники представляют ремонт промышленных роботов или высокотехнологичных линий на «коленке» без нормально оборудованной мастерской и инструментов ), может график 2-2 или 3-3 с драными ночными сменами, может возраст уже… посоветуйте мне к какому врачу идти? Появились навязчивые мысли, купить себе пивную наливайку  и работать  только в день за одного из работников, по совокупности выйдет та же тысчабаксов. Зато не надо сдавать: электробезопасность, работу на высоте, сосуды под давлением, пром и пожарную безопасность, оказание первой помощи и еще 100500 всяких необходимых в моей профессии экзаменов… Вот и импортозаместились мы, на собеседовании за рукав хватают, чтоб не убежал… а денег не дают… нет конкуренции у наших гавноделов.

    Отдельной статьей можно написать покупку китайских станков,  без шеф монтажа и поддержки…
  • PivnoiBob
    29 марта 2024, 13:29
    В статье конечным аргументом является то, что все якобы куплены. Инженерам якобы заносят огромные откаты за подбор оборудования, огромные откаты за пользование продуктами Автодеска (в статье это называется нежной дружбой). Таким образом, автор заранее отгораживается от всех несогласных: «если вы не предпочитаете отечественное, то вы проплаченный корпорациями Запада скептик». Продуктами Автодеска пользуются не потому, что кому-то там заносят, а потому, что это очень удобный и продуманный коммерческий продукт с кучей расширений. Компас может как-то закрывать нишу с созданием объёмных деталей (при этом интерфейс там абсолютно недружелюбный, без обучающих видео компасу сложно научиться), но инженерная работа не заканчивается только на этом. Как выполнять планы, схемы (которых множество видов), внешние виды щитов в Компасе? Какие такие скрипты вы можете перенести на отечественные программы? У меня широкая система скриптов, которые и схемы рисуют и внешние виды щитов создают, составляют готовые многостраничные отчёты в Word, подбирают оборудование и составляют спецификации по нескольким производителям, с помощью простого и понятного VBA я могу наладить связь между Autocad, Excel, браузером, файловой системой. Можно выполнять безумные вещи, можно из Autocad отправлять себе в телеграмм-бота сообщения, можно парсить веб-страницы, строить 3Д детали скриптом. А пресловутый ИИ в написании кода помогает ровно столько же, сколько обычный гуглёж.
  • Дмитрий Ермаков
    29 марта 2024, 14:09
    У Путина ресурсы не ограничены. Есть и десять тысяч офицеров, и миллион солдат. Вот пусть и поднимают страну. Узнают, что такое герои труда.
  • sql92
    29 марта 2024, 14:49
    Еще очень радует китайский автохлам по цене немецкого.  И удорожание авиабилетов, при снижении безопасности авиа перевозок. Но зато наши инженеры скоро создадут какой то станок аналоговнет. 
    • Vlad Parygin
      29 марта 2024, 21:46
      sql92, немецкий автохлам не лучше китайского. Потому что туда работать не идут.
  • Andrew_Kl
    29 марта 2024, 22:51
    Ну да, в отсутствие конкуренции потребитель вынужден покупать отечественные товары (или китайские в случае с авто) с весьма дерьмовым соотношением цена-качество. Так что за весь этот цирк платит именно потребитель. Рад ли он такому обиралову? И можно ли этому радоваться?
  • Сергей Митюнин
    30 марта 2024, 05:11
    В СССР мы делали отличные станки.не хуже западников.и делали их в 5 раз больше.чем при капитализме.
  • Голяков Алексей
    30 марта 2024, 07:55
    Оплаченный пост?
  • alpet
    30 марта 2024, 08:53
    Пока на западные соцсети в России не начались горения, я с удовольствием читал в ФБ ленту завода КЖДМ, небольшого, гордого и независимого. И там представьте, очень радеющий за процветание хозяин завода, несмотря на средние ЗП 20-40 тыр у персонала, был вынужден закупать два варианта станков: современные западные и «новые» советские по цене металла. Потому что иначе о коммерческом выживании нельзя было помыслить. Оборудование должно работать на план, а не требовать танцев с бубном, из-за чего китайцы с их «понятной» документацией, платами с бритыми чипами и очень «надёжным» сервисом и мастер-монтажом походу даже не рассматривались. Как сейчас интересно, может их начали субсидировать на покупку необкатанного российского новодела, но читать ВК мне ради этого не хочется
  • John Snow
    30 марта 2024, 09:32
    Если отечественное ПО в принципе не поддерживает скрипты, потому что в нем просто нет скриптового движка, то никакой ИИ не поможет.
    Создают простую рисовалку, в котором можно работать только руками и называют это полным импортозамещением западного ПО. Хотя по факту это только 10% от привычного и необходимого.
    Нельзя в таких вопросах впадать в кампанейщину, иначе можно получить вреда больше чем пользы.
    За разработчиков отечественного ПО и оборудования я конечно же очень рад.
    Не каждый день конкуренты сами, добровольно отдают рынок.
  • Dan Priwalow
    30 марта 2024, 12:45
    Статья красивая, но глупая.
    Я вполне верю, что создали вундервафлю для колёс. Но Боинг или аэрбас продаст таких 100 штук в год, а наши 3.
    Задал матери своих детей вопрос про Автокад. Она не инженер -проектировщик, а юрист- земельник и то сказала, что Автокад — это не вещь в себе, а целая экосистема и там куча других связанных программ и приложений.
    Вполне верю, что кампасоацы создали хорошую программу, русские — это мозговитая нация, но рынок Автокад — это пол мира, а рынок Компаса — это пол России, где очень любят ворованные программы.
    Вопрос автору, когда закончатся субсидии, все эти искусственные создания уцелеют?
  • Dan Priwalow
    30 марта 2024, 12:46
    В следующий раз напиши про выпуск карбюраторов к электромобилям.
  • Александр Ахапкин
    30 марта 2024, 17:09
    Сотрудничаю с одной российской компанией, до недавнего времени являющейся официальным представителем одной из западных фирм выпускающей высокоточное металлообрабатывающее оборудование.
    Не буду называть ни компанию представителя ни головную западную фирму.
    Ниже поймёте почему.
    С началом СВО головная фирма производитель разорвала все связи со своим российским представителем, и запретила все поставки в Россию.
    Так вот, за последние 2 года количество поставленных станков, в обход всех санкций, увеличилось кратно, есть растущий спрос, а где есть спрос, там появляются новые варианты поставок, несмотря на заметное подорожание.
    И это обусловлено именно тем, что в промышленность вкладываются деньги, есть рост производства.
    Но спрос на импортное высокоточное металлообрабатывающее оборудование зависит не только от откатов, а ещё и от задач поставленных перед производством.
    И никакие китайские станки, собранные в России пока не могут заменить импорт.
    Очень надеюсь что слово «пока» будет ключевым.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн