Вчера Банк России внес СПБ-Биржу в реестр операторов обмена ЦФА. До этого с августа прошлого года присутствовала только одна структура – МосБиржа. И по нашей информации, СПБ Биржа сейчас претендует на получение статуса криптобиржи в Беларуси – подана соответствующая заявка.
Напомним, разговоры о том, что у СПБ-Биржи теперь только один путь – осваивать и поднимать отечественный крипторынок, массово пошли в профессиональной брокерской среде сразу после приостановки торгов акциями зарубежных компаний. После того как 2 ноября 2023 года СПБ-Биржа была включена в SDN List.
Более того, в публичное поле РБК еще в июле запускало новость, что СПБ Биржа «рассматривает возможность принять участие в создании криптовалютной биржи на территории Белоруссии». Правда, тогда история не получила развития.
Похоже, тема возвращается. Тем более, технически СПБ Биржа к такой работе абсолютно готова. Вопрос – договорятся ли они с белорусами? Ведь был целый ряд достаточно серьезных российских и белорусских игроков, которым в таком допуске отказали.
Уточним, сегодня у наших дружественных соседей крипторынок регулируется декретом №8 Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики». Принимает в члены элитарного клуба легальных криптоигроков не Национальный Банк Республики Беларусь, а Парк высоких технологий (https://park.by/htp/legislation/index.php?sphrase_id=83882).
И к сегодняшнему дню в его контуре функционирует пять криптобирж: Bynex, Dzengi.com (бывшая Currenci), Finstore, FREE2EX, Whitebird. Любопытно, что все эти структуры появились в 2019-2020 годах. Потом три года новичков не появлялось.
Правда, сейчас в стадии наладки торгов пребывает (с 2023 года) шестая криптобиржа IMEX. Иначе говоря, сегмент сдвинулся с места.
В России вопрос с легализацией криптоиндустрии так далеко не зашел. Принятие базовых законов ожидалось в 2023 году, теперь ожидается в 2024-м. Иначе говоря, вопрос с «криптой в законе» в России остается подвешенным длительное время. И белорусская лицензия для СПБ-Биржи – своеобразный выход из патовой ситуации. То есть, если все пойдет хорошо, именно на базе СПБ-Биржи начнет выстраиваться легальный российский крипторынок.
Но вернемся к реестру операторов обмена ЦФА. В чем смысл действия? Наша версия – что это шаг по повышению статуса Биржи. ЦБ демонстрирует, что делает ставку на этого игрока. И после такого шага Минск уже отказать в лицензии не сможет. Одно дело – отфутболивать обиженную американцами биржу, и другое – Банк России.
Второй вопрос – почему именно сейчас? Наш ответ, похоже, в связи с пошедшими косяком банами российских транзакций в банках ОАЭ, Турции и Китая крайне актуализировался вопрос трансграничных платежей. Конечно, ЦФА могут быть решением, но довольно половинчатым, а вот криптовалюты – самое то.
Верно только одно — если есть спрос, будет и предложение. То что крипта закрепляется в сознании инвестсообщества и используется в взаиморасчетах, свидетельствует об развитии нового направления для инвестирования, хотя и не сильно понятного для большинства.