Блог им. nixtrade
Московское управление Федеральной налоговой службы (ФНС) инициировало проверку в отношении Т-Банка. Предметом контроля станет правомерность исчисления кредитной организацией налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с материальной выгоды, возникающей, по версии банка, у клиентов при приобретении заблокированных иностранных ценных бумаг.
С 1 января 2024 года Т-Банк удерживает НДФЛ с разницы между ценой покупки таких бумаг у российского продавца и котировками аналогичных, но незаблокированных бумаг на зарубежных биржах. Данная практика с момента ее введения вызвала волну критики со стороны инвесторов, однако разъяснений по существу от банка так и не последовало.
Эксперты и профильные ассоциации указывают на ошибочность такого подхода. По их мнению, реального дохода у клиентов не возникает, поскольку материальная выгода в данной ситуации не является реализованным экономическим преимуществом, а представляет собой лишь условную расчетную величину. Разница между зарубежной котировкой и ценой сделки в России не может быть конвертирована в денежные средства из-за действующих ограничений, препятствующих свободной продаже бумаг по этой биржевой цене. Следовательно, у налогоплательщика отсутствует прирост экономической выгоды в денежной или натуральной форме – это ключевой критерий для признания объекта налогообложения по НДФЛ.
Проблема была поднята Ассоциацией розничных инвесторов (АРИ): www.rbc.ru/quote/news/article/686e3eed9a794718cd2da8c3
Как отметил председатель правления АРИ Дмитрий Херсонцев, инвесторы столкнулись с «юридическим парадоксом». Концепция рыночной цены предполагает ее доступность для участников рынка, в то время как торги на иностранных площадках для российских инвесторов закрыты.
«Зарубежную цену актива нельзя учитывать как рыночную для России. Если ничего не изменить, каждый следующий покупатель этой же бумаги будет платить такой же налог, и в итоге государство получит с одного актива налогов больше, чем он стоит», — считает Херсонцев.
Особую озабоченность вызывает механизм взимания налога. Брокер рассчитывает его не в момент сделки, а при выводе средств со счета или по итогам года. «Гипотетически возможна ситуация, когда инвестор будет должен государству налогов больше, чем вложил в такие ценные бумаги, если будет неоднократно их приобретать и продавать», — допускал эксперт в июле. Натекущий момент зафиксировано уже более 2-х сотен таких случаев.
С критикой подхода Т-Банка согласен и Алексей Пономарев, руководитель направления нормотворчества и регуляторных инициатив Ассоциации владельцев облигаций (АВО). Он указывает, что в некоторых случаях, когда цена на иностранных биржах превышает российскую в 8-9 раз, рассчитанный налог на материальную выгоду может превысить саму цену покупки.
«То есть, просто купив бумагу и даже еще не получив дохода от продажи, инвестор сразу же попадает на налог в сумме более 100% от стоимости покупки», — отмечает Пономарев.
При этом ключевые регуляторы — Министерство финансов и Банк России — ранее указывали на отсутствие проблемы ввиду отсутствия прямых правовых оснований для подобной практики в рамках своей компетенции. Минфин, отвечающий за толкование норм Налогового кодекса, не усматривает в нём положений, предусматривающих налогообложение матвыгоды от покупки заблокированных активов. Банк России, как регулятор финансового рынка, утверждающий порядок определения рыночной цены ценных бумаг, также не включал в соответствующие методики котировки с недоступных иностранных площадок для заблокированных бумаг. Фактически заблокированные активы не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в установленном порядке определения рыночной цены ценных бумаг.
Тем не менее, Т-Банк использовал многочисленные правовые пробелы в регулировании, трактуя их в пользу исчисления налога. При этом в ряде случаев предлагаемая банком интерпретация норм представляется избыточно широкой, если не сказать крайне натянутой, и не находит поддержки ни у профессионального сообщества, ни у самих инвесторов. Многие из таких пробелов освещены в данной статье: smart-lab.ru/blog/1222356.php
Даже последующие разъяснения ИФНС-5 по г. Москве о необходимости применения положения абзаца 3 пункта 1 статьи 105.3 НК РФ не изменили ситуацию. Фактически банк продолжил действовать в обход разъяснений регулятора, что является грубым нарушением принципов налогового администрирования.

6 ноября ИФНС-13 по г. Москве по г. Москве направила Т-Банку уведомление о вызове представителя в налоговый орган для предоставления документально подтвержденных пояснений. Это позволяет надеяться, что в ходе проверки ФНС даст правовую оценку действиям банка, положив конец спорной практике и защитив права инвесторов. Ключевым аргументом является фундаментальное различие между заблокированными и свободно обращающимися бумагами. Они имеют разный правовой режим, разные условия торгов и, как следствие, принципиально разную рыночную стоимость. Учитывая эти юридически значимые различия, отсутствуют какие-либо объективные или законодательные основания для отождествления этих активов в целях налогообложения, в том числе по ISIN. Инвесторы рассчитывают, что ФНС наконец прояснит этот вопрос, официально обозначив, что заблокированные ценные бумаги являются самостоятельным, отдельным классом активов со своим налоговым статусом, что и станет основой для защиты их прав.

Что касается аргументации сторонников налога, то она игнорирует экономическую суть сделки. Реальным плательщиком налога в данной конструкции является вовсе не покупатель, а продавец ценных бумаг, который в силу сложившихся обстоятельств вынужден продавать активы с огромным дисконтом. Если бы рыночную ситуацию диктовал продавец, скидки не достигали бы 90% и более. Таким образом, текущий налог не только ложится дополнительным финансовым бременем на и без того незавидное положение российских владельцев заблокированных активов, но и подрывает саму идею внебиржевых торгов как механизма, призванного смягчить влияние санкций на граждан. Вместо того чтобы создать правовой выход из кризисной ситуации, такая практика создает новый фискальный барьер, причем барьер непредсказуемый и крайне опасный. Налоговые обязательства при операциях с активами могут за короткий срок превысить стоимость всего портфеля и имущества инвестора, загоняя его в долговую яму перед государством, из которой практически невозможно выбраться. Подобный произвол не просто бьет по кошельку конкретных людей — он методично подрывает основы доверия к российскому финансовому рынку. Без преувеличения можно сказать что взымание налога на воздух, без реального дохода, это прецедент уровня Долиной.
Чат налог на МВ: t.me/+MxTorM2KrSJiNzYy



