комментарии Timehacking на форуме

  1. Логотип Аэрофлот
    Что не так с дочкой «Аэрофлота»?

    Что не так с дочкой «Аэрофлота»?

    Авиакомпания «Победа» сегодня в 11 утра открыла продажи билетов на рейсы летнего расписания по цене от 499 руб. После чего букинг-раздел сайта компании на много часов оказался недоступен. За это «Победа» получила нагоняй от пользователей в соцсетях.

    Проблемы с сайтом — это самое меньшее из того, за что критикуют «Победу».

    В интернете авиакомпанию «Победа» принято ругать вдоль и поперек, а на сайтах отзывов  у «Победы» один из самых низких рейтингов среди всех компаний.

    И это без учета «странных» положительных отзывов, неожиданно появляющихся скопом в отдельные дни среди тотальных отрицательных.

    С первого взгляда «Победа», кажется, наоборот обладает преимуществами, недостижимым для многих российских авиакомпаний.

    Прежде всего парк самолетов. По некоторым данным, самый молодой парк воздушных судов среди национальных перевозчиков, состоящий из Boeing 737-800.

    Только одно данное обстоятельство может служить решающим аргументов в пользу «Победы» после полетов на потрепанных тушках и яках некоторых российских экплуатантов.

    Плюс «Победа» у части пассажиров ассоциируется с «Аэрофлотом». «Аэрофлот», в свою очередь, ассоциируется с надежностью и безопасностью.

    По данным «Ромир», «надежный» является самым популярным определением в отношении бренда «Аэрофлот» со стороны респондентов. Далее следуют такие определения для компании как «безопасная», «статусная».

    Сам «Аэрофлот» начал эксплуатировать это обстоятельство в отношении «Победы» не сразу, и значок материнской компании появился на сайте pobeda.aero спустя какое-то время после открытия.

    За что же ругают «Победу»?

    За отсутствие питания, дополнительные сборы, чрезмерный контроль за габаритами и весом багажа, ручной клади, и за другие препоны.

    Европейские лоукостеры работают по схожим с «Победой» правилам, немного менее жестким. И их за это массово не ругают.

    Почему же так сильно и часто ругают именно «Победу»?

    Претензия №…

    Наиболее структурированно и емко претензии к «Победе» изложил представитель онлайн-сервиса по Andgo.travel Константин Парфененок в статье «Почему «Победа» не настоящий лоукостер» для газеты «Ведомости».

    Претензия №1. «Победа» не летает в небольшие аэропорты и не хочет для экономии расходов заходить в подмосковный аэропорт «Жуковский».

    Претензия №2. «Победа» не пытается оптимизировать процесс регистрации пассажиров, не заставляет клиентов регистрироваться онлайн.

    Претензия №3. «Победа» не предпринимает попыток заработать на дополнительных услугах на борту – с помощью продажи еды, напитков, прессы и бижутерии.

    Претензия №4. Подталкивание пассажиров сдавать багаж (увеличивая тем самым время оборота самолета и расходы на содержание дополнительных стоек регистрации для приема багажа), а не брать с собой в салон. По оценке Парфененока, «там, где европейские лоукостеры обойдутся одной стойкой, «Победа» держит две-три».

    Претензия №5. Искусственные ограничения для пассажиров, такие как запрет на пересадку в самолете для стимулирования продажи выбора мест.

    В ответ на статью и указанные претензии «Аэрофлот» запретил контрагентам сотрудничество с Andgo.travel.

    Позже гендиректор «Победы» Андрей Калмыков дал интервью РБК, в котором часть претензий была разобрана.

    Ответ на претензию №1 о «Жуковском»: «Мы нашли взаимоприемлемые тарифы. Если получим предложение от другого аэропорта, где тарифы намного ниже, обязательно рассмотрим. Но чем дальше от Москвы, тем хуже логистика. Тем больше должна быть разница между тарифами нашего нынешнего аэропорта и того аэропорта, который хочет нас пригласить».

    Ответ на претензию №2 об онлайн-регистрации: «У зарубежных лоукостеров есть онлайн-регистрация. Если не зарегистрировался онлайн, значит используешь ресурс компании — сотрудников на стойке регистрации, аренду стойки и, конечно, должен за это заплатить.

    [У нас эта услуга уже включена в билет]. Поэтому онлайн-регистрация для российских компаний не экономия, а дополнительная головная боль. Мы понимаем, что пассажирам это удобно.

    Но у зарубежных лоукостеров это дополнительные доходы, а у нас расходы: брать деньги за регистрацию не можем вне зависимости от того, как регистрируются пассажиры. Расходы на поддержание собственной онлайн-системы несем мы».

    Ответ на претензию №3 о товарах на борту: «Продажа товаров на борту нерентабельна».

    Ответ на претензию №4 о багаже: «Если наш пассажир летит без багажа, то аэропорт все равно получает от нас оплату за пассажира с багажом. Дополнительный багаж покупают 10% пассажиров, а 40% летят вообще без багажа. Но за эти 40% мы платим аэропорту по полному тарифу. Эти тарифы «по-среднему», они мешают и нам и пассажирам. Не должно быть никакого all inclusive».

    Позже «Аэрофлот» пролоббировал изменение правил авиаперевозок, и багаж перестал быть  обязательной бесплатной услугой.

    Ответ на претензию №5 об ограничениях в выборе мест: «Мы, наоборот, шли навстречу пассажирам: система присваивала бесплатно место одному человеку, и к нему мог подсесть второй и оплатить выбор места только за себя. Но с момента выбора места до оформления билета проходит достаточно много времени. И за это время место, которое система бесплатно присвоила первому пассажиру, может выкупиться другим пассажиром. Тогда мы сказали: если хотите гарантированно сидеть вместе, заплатите оба. А если вам это не нужно, создайте два разных бронирования».

    Вероятно, причина существования всех вышеперечисленных пяти пунктов кроется в том, что «Победа», в отличие от Ryanair, Wizzair и Easyjet не развивается как обычный лоукостер, сама по себе, а является дочкой крупной авиакомпании.

    И потому ищет собственные пути повышения маржи, понятные менеджменту материнской компании — классического перевозчика.

    Ругать «Победу» нужно не столько за ограничения в полете и не за минимум сервиса, а за другие вещи.

    «Победа» vs Ryanair

    «Победа» начала полеты в конце 2014 года с парком в 5 самолетов.

    В то время заявлялось о намерении к 2018 году увеличить флот до 40 самолетов. Пассажиропоток к этому периоду должен был составить более 10 млн чел. в год.

    Сейчас у компании 16 бортов. Пассажиропоток в 2016 году был 4,3 млн человек, в 2017 году 4,6 млн человек. К лету 2018 года планируется нарастить парк до 20 судов.

    Оба показателя — в 2 раза меньше, чем планировалось изначально.

    В экономии на флоте есть свой риск. Как подсчитали специалисты из авиаотрасли, суточный налет самолетов авиакомпании самый высокий — выше, чем у Easyjet и Ryanair. По их мнению, при небольшом самолетном парке, выход из строя более чем одного борта на длительное время в высокий сезон может привести к веерным задержкам рейсов.

    Свою основную миссию как lowcost «Победа» со временем формально стала выполнять лучше. После отмены нормы провоза бесплатного багажа процент билетов по минимальной цене вырос.

    В первой половине 2017 года в отдельные произвольные дни в произвольное время на сайте компании нельзя было найти билетов по 999 руб. (минимум 1499 руб.). Была парадоксальная ситуация, когда  на сайтах Ryanair была масса билетов на самые различные направления от €10, на сайте Easyjet – от $13, а у «Победы» в пересчете с рублей — от €20 или от $25 на считанные рейсы.

    Во второй половине 2017 года количество билетов по 999 руб. увеличилось. По официальным данным, с 6,8% до 7,6%. В 2017 году из 4,6 млн пассажиров 350 тыс. билетов продано по минимальному тарифу.

    Но одновременно выросло и число покупающих у «Победы» места багажа от 499 руб. на сайте и в разы дороже в аэропорту — нормы провоза ручной клади «Победы» сузились до габаритов 36 x 30 x 27 см (вместе с этим были смягчены требования к ручной клади — убраны описания портфеля и дамской сумочки).

    Ни один из европейских лоукостеров не заставляет пассажиров ограничиваться в полете сумкой с такими экстремальными значениями. Так что внакладе компания не осталось.

    Мама может

    В апреле 2016 года, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев рассказывал о том, что группа сознательно сдерживает развитие лоукостера, чтобы ее не обвинили в монополизации рынка авиаперевозок. Звучит не очень убедительно, ведь про 40 самолетов проговаривалась изначально, без опасений со стороны ФАС.

    Развивая маршрутную сеть, «Победа» параллельно закрывает часть направлений. Так, она перестала летать из Москвы в Уфу, Киров, Калининград, Архангельск и Белгород. Кировчане даже собирали подписи за возвращение «Победы». Но тщетно. Пришлось вернуться к полусуточным поездкам в Москву на поезде.

    Прекращение полетов в Белгород, случившееся весной 2017 года, стало показательным. Если предыдущие уходы «Победа» объясняла экономической неэффективностью полетов (а в случае с Кировом конфликтом с местным аэропортом), то о Белгороде так сказать было нельзя – загрузка в этот город была большой. Иначе не стал бы лоукостер летать в него целых 3 года.

    Комментариев от «Победы» или «Аэрофлота» по Белгороду не последовало. Просто на следующий день после ухода «Победы» из города в Белгород начал летать «Аэрофлот».

    Может ли «Победа» при этом быть традиционным, самостоятельным лоукостером? Большой вопрос.

    С «сознательным сдерживанием» развитие своего лоукостера возможен перебор. При том, что «Победа» прибыльна. По итогам 2017 года цифра должна быть в районе 3,5 млрд руб. чистой прибыли при общей чистой прибыли «Аэрофлота» в 28,4 млрд руб.

    Маршрутная сеть компании меняется порой без должного экономического обоснования. Помимо вывода рейсов в пользу «Аэрофлота», это например, ввод на показ к Чемпионату мира по футболу 2018 рейсов в Саранск, а не в более крупные и интересные с точки зрения бизнеса города.

    «Победа» — это лоукост. Но лоукост по-российски. Бизнес вроде бы развивающийся. Но с большим числом «но». Процесс как будто бы искусственно тормозится.

    Маршрутная сеть Ryanair — это 30 стран Европы, плюс Марокко и США. И 178 направлений. У компании более 200 самолетов и оформлен заказ еще на 380.

    Маршрутная сеть Easyjet – также 30 стран и 600 направлений. И те же 2 сотни самолетов.

    Маршрутная сеть Wizzair — более 140 городов. И более 8 десятков воздушных судов в парке.

    Нет причин для недостижения «Победой» похожих показателей. Ведь на 20 самолетов будет 80 направлений уже к середине 2018 года. Однако, если «Аэрофлот» будет «сознательно сдерживать» дочку, если «Победа» будет закрывать уже открытые направления в интересах материнской компании, на подобные показатели вряд ли будет возможным выйти.

    Ryanair в 2016 году забрала у группы Lufthansa статус крупнейшего авиаперевозчика Европы. Спрос на низкобюджетные перевозки очень высокий, в том числе в России. Подтверждение этому – волнения жителей Кирова после ухода «Победы».

    Проблема в том, что «Победа» для «Аэрофлота» — проект практически вынужденный.

    Еще в 2013 году премьер Медведев на встрече с гендиректором «Аэрофлота» подчеркнул, что у граждан должна быть возможность выбирать между поездкой на поезде и на самолете.

    Спустя несколько месяцев у «Аэрофлота» появился проект «Добролет», а затем из-за санкций и «Победа». По итогам 3 лет работы «Победы» возможности выбирать между поездом и самолетом на большей части территории России нет.

    «Победа» – компания с отличным парком самолетов и загрузкой кресел в 95%. Но стать большим независимым авиалоукостером? Если мама разрешит.



  2. Логотип Магнит
    «Магнит»: закрыто или повтор 2011?

    «Магнит»: закрыто или повтор 2011?



    Акции торговой сети «Магнит» обвалились в 2 раза за последние 2 года. В связи с этим есть несколько новостей. 2 хороших, 2 условно плохих и 1 условно поганая.

    Первая хорошая — «Магнит» сложился почти ровно вдвое. Такие падения котировок качественных бумаг бывают нечасто. И после кратного падения, как правило, следует рост.

    Вторая хорошая — в 2011 году «Магнит» уже показывал как может быстро и сильно обваливаться, так и точно также отыгрывать падение и выходить на новые максимумы. Тогда после падения с 4100 до 2700 руб., он вырос к 12300 в 2015 году.

    Первая условно плохая (условно – в зависимости от позиции на рынке) — вероятность нового длительного бычьего движения снижается в связи с тем, что из «Магнита» в 2014-2015 гг. выходил «крупняк». Крупные инвесторы начали выходить из бумаги еще до достижения уровня 12000 за бумагу.

    Выходили постепенно, но заметно. И, в связи с этим, очередной сильный поход на верхи не выглядит особенно перспективным.

    Вторая условно плохая — за ритейлерами с лагом зачастую валятся и котировки компаний из других секторов. А то и весь рынок в целом.

    Условно поганая новость в том, что небывалая мега-распродажа «Магнита» может быть пробным шаром-триггером к медвежьему тренду на всех рынках, не только на российском. Очень долгосрочному и очень неприятному с точки зрения обывателя.

    Развивающиеся рынки часто обваливаются раньше рынков развитых стран, а бумаги торговых сетей на развивающихся рынках теряют в стоимости раньше других. Так что обвал «Магнита» может стать предвестником бури.

  3. Логотип ВТБ
    ВТБ: время пришло?

    ВТБ: время пришло?


    Котировки акций ВТБ намекают: «Купи меня».

    Сильный пролив в последние месяцы произошел. Время тоже вроде бы пришло – см. график движения 2014-2017 или 2011-2017.

    Но есть сдерживающие факторы.

    ВТБ отпадал не так фатально, как тот же «Магнит». Это раз.  

    Покупать акции госкомпании ВТБ на среднесрок или долгосрок – это не то же самое, что покупать акции сильных частных компаний. Это два.

    Примерно как пользоваться заправками «Роснефти», а не «Лукойла». Заливать и плеваться.

    В данном случае брать ВТБ и плеваться. Стоит пробовать только в такие моменты как сейчас. 

    Теперь о допфакторах «за».

    Кукловодство на российском фондовом рынке в последние годы избирательное. Слишком много внимания уделяется отдельным бумагам.

    Это не блажь, а вынужденная история. Из-за ликвидности.  

    ВТБ не «отсвечивал» — его неохотно загоняли под плинтус на фоне яркого роста акций других банков. И это еще одна причина в пользу лонга ВТБ – время переворачиваться и выходить из тени рано или поздно приходит.

    И последний аргумент «за». Слабые компании растут позже сильных.

    К каким отнести ВТБ очевидно. Сильные отросли.    

Чтобы купить акции, выберите надежного брокера: