Стагфляция (словослияние стагнация + инфляция) — ситуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетаются с ростом цен — инфляцией.
Термин «стагфляция» впервые был введен в употребление в период инфляции и безработицы в Соединенном Королевстве. Изобретение термина приписывают британскому политику-консерватору Иану Маклеоду, выражение было впервые употреблено Маклеодом в парламентской речи в 1965 году.
We now have the worst of both worlds—not just inflation on the one side or stagnation on the other, but both of them together. We have a sort of 'stagflation' situation. And history, in modern terms, is indeed being made.—
До 1970-х годов многие экономисты считали, что существует устойчивая обратная зависимость между инфляцией и безработицей. Они считали, что инфляция допустима, потому что это означает, что экономика растет, а безработица будет на низком уровне. Их общее мнение заключалось в том, что рост спроса на товары приводит к росту цен, что, в свою очередь, побуждает фирмы расширяться и нанимать дополнительных сотрудников, создавая дополнительный спрос во всей экономике, а спад производства и депрессия вызывали, как правило, понижение цен (дефляцию) или, по крайней мере, тормозили их повышение.
До середины 1960-х годов инфляция не превышала 1-1,5 %, а безработица — 2-2,5 %. Всплеск стагфляции проявился в 1974—1976 годах, когда темп роста цен в США составил более 10 %, а безработица достигла более 7,6 %. Аналогичная ситуация наблюдалась во время экономического спада 1981—1982 годов. В целом за 16 лет с 1949 по 1965 год розничные цены в США выросли на 29 %, а за последующие 17 лет с 1965 по 1982 годы — на 100 %, то есть средний уровень инфляции в указанный период вырос в 3-4 раза, а уровень безработицы вырос как минимум в 2-3 раза. Аналогичные тенденции в этот период происходили во всех других развитых странах Запада — в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах, Канаде и т. д.
Раннее кейнсианство
Вплоть до 1960-х годов многие экономисты-кейнсианцы игнорировали возможность стагфляции, поскольку исторический опыт подсказывал, что высокая безработица обычно ассоциировалась с низкой инфляцией, и наоборот (эта взаимосвязь называется кривой Филлипса). Идея заключалась в том, что высокий спрос на товары повышает цены, а также побуждает фирмы нанимать больше работников; и точно так же высокая занятость повышает спрос. Однако в 1970-х и 1980-х годах, когда произошла стагфляция, стало очевидно, что взаимосвязь между инфляцией и уровнем занятости не обязательно была стабильной: то есть соотношение Филлипса могло измениться. Макроэкономисты стали более скептически относиться к кейнсианским теориям, а сами кейнсианцы пересмотрели свои идеи в поисках объяснения стагфляции.
Монетаризм
Объяснение сдвигу кривой Филлипса первоначально было дано экономистом-монетаристом Милтоном Фридманом, а также Эдмундом Фелпсом. Оба утверждали, что, когда работники и фирмы начинают ожидать большей инфляции, кривая Филлипса смещается вверх (это означает, что при любом заданном уровне безработицы происходит большая инфляция). В частности, они предположили, что если инфляция продлится несколько лет, работники и фирмы начнут принимать ее во внимание во время переговоров о заработной плате, в результате чего заработная плата работников и расходы фирм будут расти быстрее, что приведет к дальнейшему росту инфляции. Хотя эта идея была серьезной критикой ранних кейнсианских теорий, она постепенно была принята большинством кейнсианцев и была включена в Новые кейнсианские экономические модели. Однако данная теория не объясняет каким образом в последствии уровень безработицы снижался параллельно с инфляцией.
Неокейнсианство
Современные кейнсианские анализы утверждают, что стагфляцию можно понять, различая факторы, влияющие на совокупный спрос, и факторы, влияющие на совокупное предложение. Хотя денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика могут быть использованы для стабилизации экономики в условиях колебаний совокупного спроса, они не очень полезны в борьбе с колебаниями совокупного предложения. В частности, неблагоприятный шок для совокупного предложения, такой как повышение цен на нефть, может привести к стагфляции, а может и не привести, как это было в 2008 году.
Неоклассические взгляды
Чисто неоклассический взгляд на макроэкономику отвергает идею о том, что денежно-кредитная политика может иметь реальные последствия. Неоклассические макроэкономисты утверждают, что реальные экономические показатели, такие как реальный объем производства, занятость и безработица, определяются только реальными факторами. Номинальные факторы, такие как изменения денежной массы, влияют только на номинальные переменные, такие как инфляция. Неоклассическая идея о том, что номинальные факторы не могут оказывать реального влияния, часто называется денежной нейтральностью или также классической дихотомией.
Поскольку неоклассическая точка зрения гласит, что реальные явления, такие как безработица, по существу не связаны с номинальными явлениями, такими как инфляция, экономист-неоклассик предложил бы два отдельных объяснения «стагнации» и «инфляции». Неоклассические объяснения стагнации (низкий рост и высокий уровень безработицы) включают неэффективное государственное регулирование или высокие пособия для безработных, которые дают людям меньше стимулов для поиска работы. Другое неоклассическое объяснение застоя дает теория реального делового цикла, в которой любое снижение производительность труда позволяет работать меньше. Основное неоклассическое объяснение инфляции очень простое: это происходит, когда денежные власти слишком сильно увеличивают денежную массу.
Правительство, увеличивая количество долларов, сначала, в 50-е годы для стимулирования международной торговли, а затем в 60-е для покрытие своих расходов связанных с локальными конфликтами и помощи лояльных режимов, привело к ситуации когда увеличившаяся денежная база(а значит и денежная масса) никак не отразилась на потребительской инфляции, т.к. формально доллар был жёстко привязан к золоту по фиксированному курсу. Золото же на тот момент, всё ещё, являлось единым средством обмена и мерой стоимости в течение всей истории человечества.
Денежная база увеличилась до 75млрд. долларов в 1970 году, что не могло, рано или поздно, отразиться на инфляции. Последующий отказ от Бреттон-Вудской системы, фактически «развязал руки» и инфляции и печатанию денег на нужды государства, и к 1980 году денежная база достигла 180млрд. долларов, при инфляции в 15%. Цена на золото достигла 850 долларов за тройскую унцию в январе 1980года.
Таким образом, трудности возникшие в начале 70х годов были попыткой самостабилизации экономики после ошибок совершённых правительством в монетарной сфере. Инфляция сбалансировала денежную массу и количество товаров в экономике, а безработица стала следствием снижения экономической активности.
Полный отказ от использования золота в международных расчётах при законодательном запрете его использования как средства платежа между гражданами быстро привели к ситуации, когда золото перестало быть единой мерой стоимости, что привело к падению его рыночной стоимости. Так же, полная отвязка экономики от золота, позволило стабилизировать инфляцию, путём перенаправления её на иные товары, такие как фондовый рынок.