Попробуем просчитать, что и как. Например, ожидаем волны отзывов лицензий по всем векторам финрынка.
Пасьянс событий, к одиннадцати туз?
На фоне сообщений, дескать, ФСБ начала проверку Qiwi Банка, бумаги компании пошли вниз по второму кругу. Что-то минус более 6% в сумму к прежнему минусу в 60%, в итоге потеря почти двух третей.
Если сугубо официально и юридическим языком – идет (очень важно!) доследственная (!) проверка. При этом посыл в ФСБ о том, что пора проверять, ЦБ отправил параллельно отзыву лицензии, то есть где-нибудь того же 21 февраля. На это следует признать, что именно стратеги греют кресла в нашем любимом регуляторе.
Но всяко ЦБ отзывом лицензии задел интересы массового потребителя, за которые публично очень борется, чтобы, допустим, не появилось новое движение «обманутых на валютной ипотеке». Помним пикеты у вип-зон ПМЭФ. Поэтому некий добавочный жест, подтверждающий необходимость экзекуции, был нужен. Допустим, уголовные преследования, подтверждающие злокозненность ресурса.
Но смотрим – ФСБ пришла в заведение не вообще, а по каким-то локальным делам. То есть это просто сопутствующая мера из методички. А разница в датах отзыва лицензии и старта проверки интерпретируется просто – ФСБ переждала первую реакцию Кремля на новость и теперь предпочитает оказаться в рядах победителей.
Добавим, что через Qiwi шалили дроперы, покупалась крипта и прочие недозволенные вещества, ФСБ прекрасно знала все эти годы. И логика силовиков была вполне адекватна – лучше консолидировать все «шаткие» элементы в одном месте. Как в анекдоте: «Я вас на этот корабль три года собирал…». Именно так много лет назад появился питерский Рок-Клуб и первая «демократическая газета России “Час Пик”». Поэтому крипта, запрещенные вещества и «анонимные» денежные потоки, в том числе и трансграничные, между физлицами, – ни при чем. Папка с доками годы ждала своего часа в сейфе.
Теперь же даже от ФСБ попавшие в СМИ обвинения (официально не выставленные, поскольку проверка доследственная) звучат размыто «на предмет возможного вывода за границу денежных средств, полученных незаконным путем».
Плюс, ранее в своем релизе на отзыв лицензии Банк России обкладывал Qiwi не самыми лицеприятными, но очень похожими словами. От ФСБ ничего нового. За неделю – ничего неожиданного. Откуда еще минус биржевых 6%, походу, кто-то играет против.
Кому нужны подгузники?
Некоторый мандраж у толпы не самых дальновидных активистов возник после комментариев, дескать, теперь ФСБ получит «круглосуточный доступ к данным пользователей кошельков, а также расширенную информацию об их переписках и взаимодействии».
Смешно, а то раньше такого доступа не было. Подгузники можно сухими сдать в ломбард, уверяя, что не пользовался.
То есть, как бы первоочередная обида регуляторов остается лишь в том, что через этот канал деньги выводились за рубеж. Но любой продвинутый пользователь назовет еще десяток схожих схем. Пусто место заполнится, как след в песке на пляже. Например, достаточно заглянуть на инет-ресурсы WebMoney, у расчетного банка которых ЦБ отозвал лицензию в 2022 году. И что?..
Вернемся к Qiwi: по переводам в забугорье все были в курсе схемы уже лет двадцать. Мы не заступаемся, мы констатируем.
Нет, жизнь не только дивный сад, где мы банкуем и жуем
То есть по мере отпадания других посылов, почему активизировались именно сейчас ЦБ и ФСБ, в фокус внимания входит январская сделка. Кто не помнит, цитируем: «QIWI plc продала российские активы, консолидированные под АО «КИВИ», гонконгской компании Fusion Factor Fintech Limited, принадлежащей главному исполнительному директору QIWI plc Андрею Протопопову».
А вот тут уже начинается реальная интрига.
Мы уверены были, есть и будем, что будущее любой компании зависит от того, «отскочил» собственник или нет, и этот посыл является изначальным для оценки происходящего. Причем внешняя информация недостаточна, чтобы понять, кто действительно у руля. Есть лицо публичное, но есть, особенно с учетом специфики, и непубличные бенефициары. Хотите поспорить, что вы слышали про реального владельца НБКИ?
К конкретному пасьянсу подошьем пару «непоняток» по фэншую.
Если ситуация была минимально плановой, и собственник успел «отскочить-переобуться» (на продаже в Гонконг), это один вектор развития на перспективу. Если ситуация с отзывом лицензии была неплановой, и собственник не поменялся, то проблемы у ресурса действительно внушительные.
Разжуем. Сегодня ангажированным лицам вопрос нужно ставить так – знал Qiwi, что правила игры трансформируются, и подготовился к «реструктуризации», или оставался не в курсе до последнего. Но январская продажа как раз и выглядит, как попытка выйти из-под грядущих невзгод. Или наоборот, побеждает конспирологическая версия, что контору бабахнули за позыв слиться из нашего периметра?
Каемся, точно утверждать трудно, достаточно непросто судить со стороны, где причина, а где следствие. Но попытка того стоит.
Одна ситуация, когда загодя звонит куратор и говорит: «Слушайте, ребята. Ну, чаша терпения переполнена, лицензия будет отозвана, решение принято. Увы. У вас столько-то времени на маневры». И тогда реальные собственники решают – пора спрыгивать с поезда, то есть продавать.
И совершенно другая история, когда владельцы начали реструктуризацию бизнеса, чтобы ограничить часть рисков. Но в момент и без того болезненной трансформации «прилетает» отзыв лицензии. Если произошло второе – то, придется признать, в перспективе бизнесу кранты.
Конечно, есть еще вариант, что лидеры не бегут с «Титаника», а вырабатывают оборонный план. Более того, нынешние обещания по выплатам в расписках на него и похожи.
Qiwi: виноват, ваше благородие!
Добавим, при всей пиар-заманчивости прожженные брокеры, охотники по депозитаркам (сделки с шаткой легальностью в обход евродепозитарев), бумаги QIWI предусмотрительно обходили стороной. Риски считались избыточно плавающими, и для профи продукт не носил тэговый запрос. Поэтому потребителем бумаг, в частности на Мосбирже, был народный инвестор. Кстати, вокруг гонконговской сделки многочисленные продавцы третьего уровня поднимали маркетинговый шум: «Все хорошо, цена комфортная, перспективы огромные…».
Сейчас все остудились, хотя в моменте контора обещает никого не обидеть с возвратом вложенного. Можно не верить в последующие выплаты, а можно верить – игра на мизерах. И есть ветки постов в ТГ, где идут споры о «за» и «против». Деньги кому-то «пахнут», а кому-то «не пахнут».
Но предлагаем обратить внимание на другое. По нашим оценкам, 21 февраля ЦБ целеустремленно перевернул весь финансовый рынок страны. Прежде всего, обратим внимание, что отзывы лицензий вернулись. Кстати, ЦБ публично ранее предупреждал, что возвратит такую практику. Причина – за пору коронавируса и начала СВО отечественные финструктуры «потеряли страх».
Далее, по неподтвержденным сигналам, 28 февраля произошла закрытая порка брокеров. В публичных источниках вылившаяся в рефрен «ЦБ решил запретить брокерам продавать ценные бумаги, если соответствующие поручения им дали иностранные компании или физические лица». Все остальное в публичку не попало… Но недосказанного много…
Соответственно, есть ощутимая вероятность, что в ближайшие пару недель еще потеряет лицензию кто-то из брокеров, которые на слуху. В общем, руководители компаний в нервозности. Ведь нет проблем, когда правила игры понятны, как минимум, можно просчитать риски по тем или иным проступкам. Но когда в одностороннем порядке меняются правила игры, жди…
И если брать это «другое» — всем мегарегуляторам начхать что будет с народным инвестором. Прожует. Не впервой. А уж как там Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем, вобще пабарабану.
Ясно только что зарезан достаточно вменяемый участник финрынка, а не инвалид с жестяными медальками орденов сутулого. Так пойдет — ЦБ станет председателем всероссийского финансового общества инвалидов, где кроме как на костылях бюджетных ссуд и наперсточных кидков нормативами никого не останется.