Изображение блога
БКС Мир Инвестиций
БКС Мир Инвестиций Блог компании БКС Мир инвестиций
22 февраля 2024, 16:37

IPO: что такое хорошо и что такое плохо

Российский фондовый рынок захлестнула волна IPO, буквально каждый месяц на бирже появляется новый эмитент. Успех предыдущих размещений повышает соблазн инвесторов поучаствовать в предстоящих дебютах. IPO — это безусловно возможность заработать, но ее нужно использовать грамотно. Поговорим подробнее о целях IPO и о том, как подойти к выбору эмитента.

Что важно знать

В первую очередь нужно оценить бизнес, в который собираемся инвестировать: как он устроен, насколько устойчив, востребован, масштабируем и уязвим. Важно знать его структуру и конечных бенефициаров.

Далее необходимо четко понять причину размещения, ведь IPO — не только плюсы, но и определенные риски для компании.

Основная цель любого публичного размещения — это привлечение финансирования и повышение капитализации. Привлеченные средства могут быть направлены на расширение производства, исследования, разработку технологий и еще ряд целей, связанных с развитием бизнеса в зависимости от его направленности.

Как правило, в рамках роуд-шоу эмитент раскрывает цели привлечения средств, а наша задача — сопоставить их с реальностью. Например, насколько в текущей конъюнктуре возможна и оправдана их реализация, достижима ли она в заявленные сроки.

Плюсы и минусы

Повышение капитализации в рамках IPO, на мой взгляд, лучше разобрать на примере. Предположим некое ЗАО решило стать ПАО и направить на free-float 10% от имеющихся акций, при этом номинал каждой до размещения — 5 руб. По итогам оценок, цена размещения объявлена в коридоре 10–20 руб.

Допустим, на стадии формирования книги заявок образовалась очередь из инвесторов. Предложение бумаг ограничено, чтобы снизить избыточный спрос, цена начинает двигаться от нижней границы коррида к верхней и повышается до 20. Таким образом, еще до начала публичных торгов капитализация компании выросла в 4 раза. В первый торговый день стоимость на фоне повышенного спроса увеличивается до 25. Итог размещения — рост капитализации в 5 раз.

Давая оценку вышеизложенному, стоит помнить, что акции могут выступать залоговым активом при привлечении заемных средств у банков. Чем выше их стоимость, тем больше средств эмитент может привлечь и направить на развитие бизнеса — это хорошо.

Если компания выходит на IPO с целью в значительной степени реализовать долю собственности основных акционеров — это скорее плохо.

Целью первичного размещения также является повышение транспарентности, или прозрачности. И в этом кроется риск IPO для компании. Фактически с момента размещения эмитент обязуется раскрывать перед инвесторами финансовые и операционные результаты, публиковать стратегию развития, сообщать о существенных фактах и многом другом. Это позволяет эмитенту повысить к себе лояльность банков и дает шанс на работу с более крупными клиентами и поставщиками. Это хорошо.

Иногда компании недооценивают риски публичности или переоценивают свои возможности и по факту могут начать терять репутацию и стоимость. Это плохо.

Еще одна цель IPO — повышение узнаваемости бренда. И в этом отношении размещение отрабатывает себя на 120%. О будущем ПАО пишет биржа, СМИ, финансовые блогеры, эксперты инвестиционных домов. Розничные инвесторы обсуждают предстоящее IPO c коллегами по работе, в баре с друзьями после работы и так далее. Любая другая рекламная компания обошлась бы эмитенту существенно дороже.

Также важно, проявляют ли к размещению интерес институциональные инвесторы. Если да — это хорошо. Юридические лица, как правило, обладают большей информацией об эмитенте, тщательнее подходят к оценке рисков. Инвестиции в такую компанию с их стороны чаще носят долгосрочный характер.

Еще один нюанс — дивиденды. Собирается ли компания делиться с инвесторами прибылью, когда и в каком объеме? Если эмитент заявляет о готовности платить дивиденды — это хорошо. Если информация о выплатах замалчивается — это плохо.

Что в итоге

Если нам понятен бизнес компании, он устойчив, имеет хороший потенциал, а репутация вызывает доверие, в такой актив можно инвестировать на старте и в долгую.

Если с нашей точки зрения заявленные цели бизнеса труднодостижимы, структура не прозрачна, то для нас это должно стать не более чем краткосрочной спекулятивной историей.

В текущим году на Московской бирже анонсирован ряд интересных IPO: некоторые из них уже прошли, некоторые только состоятся. С потенциально привлекательными для инвестиций компаниями можно ознакомиться здесь, не забывая описанное выше. Как принять участие в IPO, читайте в специальном материале.

*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией

0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн