1. Если измерять зарплату в литрах бензина, которые на эту зарплату можно купить, то в 2023 году зарплаты в России поставили исторический рекорд по величине, перебив все пики времён СССР и, как мы с вами недавно считали, примерно вчетверо превысив уровень начала 2000-х. Впрочем, как поясняет блогер Genby, в реальном мире советские граждане могли купить меньше бензина, чем показывала официальная советская статистика (ссылка):
Да, у нас в 2023 году рекорд.
На самом деле пиков 1977 и 1991 не было. В плановой экономике, товар в эти моменты просто исчезает с заправок. Некоторые до сих верят, что талоны в СССР появились только в 1991 году.
В СССР инфляция выражалась дефицитом, что исправлялось или искусственным повышением цен, или талонами. Но в любом случае содержание бензина в советской зарплате 1969-1990 показывает, что население советской России жило все хуже и хуже, а рост литров в зарплате обычная недоработка неповоротливого бюрократического аппарата, после исправления и введения цен поближе к рыночным. Литры в заплате сразу сокращаются. Как только авто стали выпускать для граждан, сразу число литров в заплате урезали. И даже 2 раза пытались ввести талоны на бензин для всех потребителей.
Отмечу, что автомобилей в РСФСР было столько же 7'254'000 – сколько же, сколько в США в год смерти Ленина (1924). А бензина всё равно не хватало.
К сожалению, это правда. Автомобили в СССР были дефицитом — для их покупки надо было или отстоять длинную очередь, зачастую на 10 лет, или заплатить, допустим, две цены. Поэтому относительно доступный бензин в те годы был в некотором роде насмешкой: как дешёвые бутерброды с красной рыбой в столовых для номенклатуры, в которые людей с улицы не пускали.
Хуже того, дефицитом были и автосервисы, и автозапчасти и, как следствие, места в гаражах. Из-за дикого дефицита и бедности народа оставленный на улице автомобиль был тогда лакомой добычей для мелких воришек. Снять могли всё: от дворников до колёс.
Ещё одним следствием дефицита была коррупция в автомобильной теме. Цитирую характерный фрагмент из воспоминаний Самуила Любицкого, советского программиста — он приехал в командировку на ремонт машинного зала и обнаружил, что компьютеры содержатся в жутких совершенно условиях, вплоть до текущей с потолка воды. Чуть позже выяснилась и причина столь социалистического отношения к народной собственности стоимостью в миллионы тогдашних рублей:
Под утро дождь перестал. Наконец, загрохотала дверь нашего узилища (собачек, видать, снова посадили на привязь) и появился лощеный хмырь – начальник. Мы бросились к нему – так и так, барабан отвалился, чуть ноги не покалечил, консоль вон сдохла, вода кругом, тряпки эти… Тут… вижу по глазам: ему это все… глубоко по барабану… и еще глубже. Цедит: «А-а-а, эту рухлядь списываем, в управлении новая смонтирована». Мы переглянулись – так-так, значит, есть новая машина, а нас сюда загнали. Не нашли, значит, никого, кто б с нами ночь посидел – лучше запереть подрядчика в мокром сарае под собачьим конвоем. Ладно, запомним, учтем… Меж тем хмырь подводит нас к новенькой «семерке» и… остановился, любуясь своей любимицей. Машина блестит, аж сияет чистотой, а ведь вчера лило весь день и всю ночь и грязи на дорогах… Это, значит, была охота вставать спозаранку и выдраивать, чтоб через час снова была в грязи. Ну-ну… Поехали. Разговор, точнее – монолог, об авто: эта «семерка» у него не «жигуль», а экспортная «лада», литраж увеличенный, какой-то моновспрыск на ней, еще навороты… «А вы на киевском авторынке на днях не бывали, почем там …?» — «Да мы, признаться, не знаем, где этот рынок находится» — «А-а-а» — заметно поскучнел, потерял интерес. Приехали в офис. Вчерашний паренек там. «Ну вот, вы тут с Петей, покажите ему как и что. У меня, извините, дел сегодня… К обеду подскочу». Честно признаться, мы шокированы. Приемка – это и экзамен тебе придирчивый, но и ритуал торжественный. Чтоб начальник АСУ, кому это все эксплуатировать, вот так «на Петю» сбросил… А мы-то дурни старались – навернули им такую оптимизацию, язык запросов, генератор отчетов… Ну ладно, обучаем Петю. Время тикает. Когда же приемка? Наконец, к обеду появился: «Ну вот, акты – все подписано. Петя в курсе?» — «Да, Марк Семенович, я все посмотрел» — «Ну и славно. Я извиняюсь, столько дел сегодня, надо бежать. Счастливо, привет Киеву»… И это все? И это приемо-сдаточные испытания? Однако… Слышу за спиной: «Иван Иваныча машину в покраску повез»… И неудобно им при посторонних, и так же хочется шефу косточки помыть. В общем, вскоре диспозиция стала нам ясна: у мужика золотые руки – перебирает двигатели, рихтует кузова; покупает битые (после аварии) авто, восстанавливает, продает. Целая мастерская в гараже. Ну, и чего еще надо? Ремесло в руках надежное, деньги – какие инженеру не снились. Статус социальный не тот: быть «гаражным Мариком» (с годами – «Семенычем») – не комильфо. Поэтому – начальник отдела АСУ. Понятно, красит-рихтует не только местному начальству, но самому «Иван Иванычу» (кто это – не ведаю, но имя произносилось с придыханием). Так что, на работу ему глубоко начхать, а за место свое – не тревожится… Забрали мы акты и пошли. Вторые сутки на ногах. Как до поезда гуляли по Сумской – в упор не помню. В вагоне залез на верхнюю полку и… проснулся в Киеве.
2. Блогер Притчи продуктолога пишет про то, почему не следует избегать трудностей любой ценой (ссылка):
Недавно слушал лекцию «Почему мы не полетим на Марс», где разбирались технически непреодолимые проблемы длительных космических путешествий. Одно из них — невесомость. Человек в невесомости очень быстро слабеет, кальций вымывается из костей, потом надо заново учиться ходить, да еще куча болезней обостряются.
Помню когда сын сломал руку и через месяц сняли гипс, то рука была заметно тоньше и слабее, чем соседняя. А ведь всего месяц прошел!
На нас постоянно действует сила тяжести и давит атмосферный столб и это хорошо. Мы спроектированы так, что без постоянной нагрузки слабеем. Тоже самое и с жизненными невзгодами, мы не любим неприятности, но без них быстро деградируем. Помните, как агент Смит говорил Морфеусу, что первая версия Матрицы выглядела как идеальный мир и поэтому все люди в ней умерли?
В компаниях — тоже самое. Если случаются неприятности — это тяжело морально и физически. Но без этого команда деградирует.
Придумывать форс-мажоры не приходится, они случаются сами. За последние пару месяцев на нас было несколько хакерских атак, а также нашествие SEO-спамеров. Пришлось подсуетиться по технике и даже по юридическим вопросам. В общем, держат в тонусе.
Мораль: непредвиденные задачи и трудности неприятны, но полезны.
3. Мудрая политика российского ЦБ вынудила наших граждан быстрее расправляться со своими кредитами (ссылка):
Российские банковские заемщики чаще гасили потребительские кредиты досрочно в 2023 году. Доля таких погашений за 12 месяцев выросла до 21 процента, хотя в 2022-м находилась на уровне 18 процентов, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на статистические данные аналитиков бюро кредитных историй «Скоринг бюро».
Таким образом, за прошедший год доля досрочных погашений потребительских кредитов в России выросла на 3 процентных пункта. Статистика велась на основе базы из более чем 707,5 миллиона кредитных историй российских физических лиц.
В количественном выражении в 2023 году граждане погасили досрочно в общей сложности более 11 миллионов потребкредитов. Этот показатель превысил значение за 2022 год (6,8 миллиона) на 63,55 процента. В сравнении же с 2021 годом результат за 2023-й оказался на 76,52 процента больше. В качестве основной причины подобной динамики эксперты назвали низкую ключевую ставку Центробанка (ЦБ), которая сохранялась на этом уровне большую часть 2023 года.
Автора надо сначала читать, а уже потом писать разгромную и вздорную рецензию.
Талоны на бензин, как минимум последние двадцать лет совка, были валютой, наравне с чеками Внешторгбанка. Да, в СССР валют было как собак нерезанных.
Потом ввели талоны, которые можно было сначала купить, а потом ими + рубли заплатить за бензин. Но бензина всё равно не было.
Тут не добавлять, а лечить надо!
Слив засчитан.
При Хрущеве бензин был дрянной, но дешевый. Уже при Брежневе появились более качественные сорта, но там уже и цена резко выросла.
В некоторых санаториях и пансионатах при поселении выдавали талоны на завтрак обед и ужин, которые забирали при посещении столовой. Не чеки, замечу.
У каждого овоща своя ботва.
К 1914 году в стране с населением более 170 миллионов человек было всего около 13 тысяч автомобилей.
О каких миллионах авто при Ленине было, надо у автора спросит)
А в России так было — с весны до зимы — бензина нет ни за что. Ни за то и ни за другое, ни за всё вместе, если ты не из автоколонны или колхоза.
А зимой не заведёшь. Или резины нет. Просто резины. «Мимино» не даст соврать. Даже в Москве.
Давайте в стоимостях поездки на метро измерим.
СССР — метро 5 коп. Зарплата пусть средняя будет по Хазанову (100 с вычетом 92). Значит на з/п можно было 2000 раз проехаться.
Сейчас метро (мин) 50 руб. Умножая на 2000 получаем 100 000 руб.
Это похоже на среднюю зарплату по стране?
Если бы платили по цене затрат на содержание и развитие метро — цены были бы в разы выше.
За всё платит казна. А в казну платят те, кто метро не пользуется. Почувствуй весь смак ситуации.