Например, Магнит упал в четыре раза от максимумов, когда растерял темпы роста и рентабельность капитала. Покупать акции растущих копаний может быть очень опасным делом.
Другая группа инвесторов более подкована. Они прочитали книгу Бенджамина Грэма «Разумный инвестор». Они знают что лучше покупать недооцененные акции (по прибыли — P/E или балансу — P/B). Это безопаснее и позволяет обогнать рынок. Действительно, гигантское число исследований подтверждает это. Но если вы также спросите у этих инвесторов за счет чего недооцененные акции должны вырасти то вряд ли получите ясный и логичный ответ.
Стоимостные инвесторы называют будущую возможную причину переоценки катализатором. Их огромное количество. Самый простой и понятный пример для частного инвестора — рост или начало выплат дивидендов.
Но чтобы действительно понимать причины нужно опуститься на фундаментальный уровень — на уровень бизнеса. И уже там мы обнаружим лишь три причины переоценки бизнеса. Три базовые причины, меняющие бизнес компании от плохого до среднего или хорошего. И все эти три причины связаны с одним показателем — рентабельностью собственного капитала. Когда рентабельность растет — растут и акции. Обратное так же верно. Более того, средняя долгосрочная рентабельность бизнеса в 13-15% определяет среднюю долгосрочную доходность фондового рынка.
Сегодня мы рассмотрим первую причину — рост выручки. Если вы посмотрите на все сырьевые компании (нефтяные в меньшей степени из-за особенностей налогообложения в РФ) то увидите простую тенденцию — акции растут когда растет цена на их продукцию. Не важно что это — газ или нефть, удобрения или сталь, уголь или цветные металлы.
Давайте проведем простенький расчет. Допустим у нас есть компания с собственным капиталом в миллион и с выручкой так же в миллион. Себестоимость продукции составляет 800 тысяч. Еще 100 тысяч съедают коммерческие и административные расходы. Доналоговая прибыль составляет 100 тысяч. Чистая прибыль — 80 тысяч. Наша рентабельность собственного капитала составляет лишь 8% что значительно ниже среднего уровня. Думаю, такую компанию будут продавать на рынке за 60% от собственного капитала или ниже.
Теперь предположим что нам удалось поднять цены на нашу продукцию всего на 10%. Расходы остаются теми же. Доналоговая прибыль составит 200 тысяч, а чистая — 160 тысяч. Рентабельность собственного капитала теперь составляет 16%, что немного выше среднего. Продать компанию с такими показателями можно как минимум за 100% от собственного капитала. Таким образом просто подняв цены на 10% мы увеличиваем стоимость бизнеса на 60%.
Этот прием часто использовал Уоррен Баффет в компаниях, где он получал контроль. В Dempster он поднимал цены на запчасти (компания производила сельскохозяйственное оборудование), так как не мог из-за конкуренции поднять цены на новое оборудование. От покупки же запчастей клиенты отказаться не могли. В Sees они с Чарли Мангером поднимали цены на основной продукт — конфеты. Это уже был очень хороший и прибыльный бизнес. После поднятия цен он стал приносить невероятную прибыль.
В следующей статье разберем две оставшиеся причины переоценки. Подписывайтесь на блог здесь или в телеграмм.
растет потому что покупают… Вот 2 разных компаний с огромным разрывом по рентабельности и что то там не видно разницы)))
В целом верно, но много допущений типа сферического коня в вакууме.
Безусловно, каждый капиталист стремится увеличивать выручку и снижать расходы, но действует он в конкуренции с другими участниками, а там всегда вылезают нюансы, типа, как у же упомянули «особенностей налогообложения», действий регуляторов и прочих, прочих, прочих.