(Продолжение статей «Начало», «Развитие», «Эксперимент», «Черный лебедь», «Тилт», «Кома», «Работа над ошибками» и «Последняя капля»)
Я многому научился у Люсорта. В процессе торговли мы делились друг с другом своими соображениями и таким образом вместе профессионально развивались. Дюмортель неоднократно повторял, что нужно научиться думать как косатки (
killer whale), он восхищался этими хищниками и сравнивал их с крупными игроками, способными двигать рынок!
Узнав больше про этих млекопитающих, я понял, почему выбрано такое сравнение. В поведении этих представителей семейства дельфиновых я нашел очень много сходства с поведением трейдеров.
Существует две разновидности этих плотоядных дельфинов: резидентные косатки (домоседы) и транзитные (бродяги). Причем, среди представителей этих разновидностей отсутствует перекрестное скрещивание на протяжении последних 100 тысяч лет.
Домоседы питаются рыбой, в поисках которой выдвигаются группами, разворачиваются в цепь до 15-ти особей, активно переговариваются, а при обнаружении косяка рыбы, загоняют его совместными действиями на мель и далее глушат ударами хвоста. Так и некоторые трейдеры, активно делятся идеями и совместными усилиями направляют рынок. Только результатом такой "«охоты», как правило, становится мелкая рыба.
Совсем другое дело косатки-бродяги. Их добычей становятся дельфины, киты и даже олени. Бродяги в основном являются убийцами-одиночками, в редких случаях стая достигает до 5-ти особей, но и тогда охотится обычно только самец. Особенности тактики не позволяют транзитным косаткам охотиться большими группами. Каждая стая имеет собственные охотничьи традиции, передаваемые из поколения в поколение. Транзитные косатки в отличие от резидентных не общаются во время охоты, чтобы не спугнуть добычу. Молчание для них играет важнейшую роль в достижении успеха!
Люсорт мечтал стать «убийцей китов» в трейдинге, вот только он проигнорировал тот факт, что охотятся эти хищники в одиночку.
Я же, в свою очередь, усвоил от этих прекрасных животных то, что если хочешь сорвать большой куш, — помалкивай о том, как ты это собираешься сделать. Иными словами, не стоит раскрывать свои «охотничьи традиции».
Меня многие спрашивали в дальнейшем, на основании каких выводов я открывал последнюю лонговую позицию. Учитывая выше сказанное, я расскажу лишь некоторые общие основания, которыми я был движим 3-его ноября:
- Поскольку восхождение длилось 17 дней, а последующее падение – всего 3 дня, после которого появились намеки на рост, то можно было с высокой долей вероятности ожидать попытки возобновления тренда (где краткосрочное снижение могло рассматриваться в качестве коррекции). Поэтому в целом мы не шли против паровоза. А где же покупать, если не на коррекциях!
- Фондовый рынок в значительной степени подвержен психологической смене настроений. Сильные отклонения цены, зачастую возникают из-за эмоций, в таких случаях котировки вскоре возвращаются к справедливым значениям. Напомню, что фьючерс свалился в тот день за короткое время больше чем на 6 000 пунктов и я не находил достаточных оснований для такого движения.
- Многие трейдеры, которые оказываются на волне, фиксируют прибыль на уровнях, поэтому в зонах ключевых уровней, даже если не формируются развороты, происходят откаты. Цена в тот день оказалась в области нескольких поддержек.
- Кроме того, некоторое время приспособления к рынку дало нам возможности пользоваться дополнительными наработками. Как шахматист, готовясь к битве, изучает манеру игры соперника, чтобы предугадать его следующий шаг, так и мы пытались понять, куда пойдет рынок на основе изучения его предыдущих движений.
Конечно, кроме моих доводов — были доводы и других членов коллегии. Дмитрий, например, был очень хорошим техническим аналитиком, у него получалось понимать, когда рынок слаб, а когда проявляет силу. При этом он пользовался ограниченным количеством индикаторов, одним из которых непременно являлись горизонтальные объемы.
В завершение скажу, что тот объем вспомогательной информации, будь то анализ долговых рынков, поведение значимых коррелируемых инструментов или сигналы опережающих индикаторов — все это в конечном итоге превращалось в простые решения, которые мог принять любой трейдер сидя за домашним компьютером.