— О результатах работы компании за 9 месяцев 2023 года.
— Почему Яндекс не платит дивиденды?
— Какая доходность у расписок?
— Как оценена IT-компания по мультипликаторам?
— Есть ли плюсы у Яндекса?
— Какие риски стоит учитывать?
— К чему готовиться в ближайшей перспективе?
Яндекс – крупнейшая российская IT-компания с развитой экосистемой. Представлена в сегментах электронной коммерции, интернет-рекламы, перевозок, доставки, электроники, искусственного интеллекта. Занимает лидерские позиции на рынках России, Белоруссии, Казахстана.
– Выручка: ₽550.5 млрд, +54.2%(г/г)
– Скорр. EBITDA: ₽64.1 млрд, +36.4%(г/г)
– Операционная прибыль: ₽25.5 млрд, +259%(г/г)
– Чистая прибыль: ₽28.1 млрд, -31%(г/г)
– Скорр. чистая прибыль: ₽15.6 млрд, +56%(г/г)
Рост показателей по итогам 9 месяцев 2023 года произошел за счет расширения доли присутствия Яндекса на рынке рекламы, а также благодаря улучшению маркетинговых инструментов.
При этом затраты значительно выросли. Расходы на амортизацию увеличились до ₽28.9 млрд (+27.4%). Убыток от деятельности совместных предприятий в отчетном периоде составил ₽1.7 млрд, +23.6%(г/г). Чистые финансовые расходы превысили ₽3.3 млрд (против доходов ₽1.0 млрд годом ранее) из-за существенного роста процентных выплат.
Тем не менее задолженность к активам сравнительно небольшая – 14.22%.
Яндекс – компания роста. Вся прибыль идет на развитие текущих и внедрение новых направлений бизнеса. В долгосрочной перспективе такая стратегия, обычно, более выгодна благодаря росту котировок акций, как у Tesla или Google, например.
Яндекс стабильно рос с 2014 года. Но с октября 2021 года началось падение, связанное с глобальными проблемами в IT-секторе. После известных событий 2022 года просел весь рынок РФ. Тем не менее разворот начался в мае того же года. Однако доходность акций за последние 12 месяцев составила 40.78%, что значительно ниже средней по сектору –148.99%.
Показатели в сравнении: компания/по сектору/по рынку
– P/E: 51.9 / 42.06 / 13.52
– P/S: 1.45 / 4.73 / 2.38
– EV/EBITDA: 12.7 / 29.21 / 5.85
По мультипликаторам компания недооценена. Показатель EV/EBITDA в 12.7x на 50% ниже среднего значения за последние пять лет.
1. Экосистема. Компания делает ставку на развитие электронной коммерции, развлекательных сервисов, умных устройств, финтеха. Большинство направлений работы Яндекса показывает положительную динамику:
– Интернет-реклама приносит Яндексу наибольшую часть выручки. Уход иностранных компаний, в том числе Google AdSense, и низкие затраты на рекламу позволили IT-сервису развивать этот сегмент еще динамичнее.
– Поисковый сервис. Основной сайт Яндекса занимает 9-е место в мире по посещаемости. В 2021 году поисковик потеснил мирового лидера Google. В 2023 году доля российского поискового интернет-трафика Google сократилась до 39%, а Яндекса превысила 63%.
– Такси и каршеринг. Доля рынка такси, которую занимает Яндекс, составляет 66%, тогда как у ближайшего конкурента – Ситимобил – всего 8.3%. Сервис каршеринга Яндекс.Драйв по размерам уступает Делимобилю, но по выручке находится на первом месте.
– E-com. У направления электронной коммерции есть потенциал роста, так как онлайн-торговля в России будет расширяться по мере увеличения самого рынка. В секторе E-Grocery (рынок товаров повседневной необходимости) Яндекс абсолютный лидер. Cервис Деливери.Маркет (Деливери Клаб+Яндекс.Маркет) занимает третье место в России, после WB и Ozon. Кроме этого, летом прошлого года Яндекс запустил продажу мебели под собственной маркой с бывшими менеджерами IKEA.
– Подписка Яндекс.Плюс. Пока сервис убыточен. Однако компания продолжает развивать это направление, чтобы выйти на положительные результаты (скоррек. EBITDA за II и III кв выросла на ₽1 млрд против убытка ₽1.5 млрд годом ранее). Количество подписчиков Яндекс.Плюса в прошлом году превысило 25 млн чел, + 50%(г/г), причем эти клиенты пользуются продуктами/услугами Яндекса (станция с ИИ Алиса, нейросеть YandexGPT, облачные сервисы и пр.).
2. Финансовая отчетность. Параметры отчета за III квартал 2023 года оказались намного выше ожиданий. Аналитики прогнозируют не менее впечатляющие цифры по итогам года. Но, возможно, что IV квартал будет менее прибыльным в связи с существенным ростом финансовых и прочих неоперационных расходов.
3. Реструктуризация – основной драйвер роста Яндекса. В публичном поле обсуждаются порядка 10 версий раздела бизнеса. Но наиболее вероятны следующие.
26 декабря компания сообщила о завершении регистрации в САР Калининградской области. По плану часть бизнеса в России должны выделить в отдельную компанию. Разрешение на это Яндекс получил от Правительства РФ в конце октября. Такая схема устроила бы миноритарных акционеров, а также инвесторов, купивших акции с дисконтом за границей специально под реорганизацию. Но против выступают крупные игроки (фонды) – для них условия обмена могут оказаться невыгодными.
Нерезиденты хотят получить как можно больше кэша, а российским олигархам компания нужна за полцены. Сейчас идет торг. Причем ни тех, ни других судьба миноритариев не интересует. Поэтому нельзя исключать ситуацию, когда российские розничные инвесторы останутся заблокированными в нидерландском Yandex N.V.
Возможно, бумаги Яндекса обменяют по сценарию HeadHunter. Косвенно на это указывает решение о регистрации ценных бумаг, принятое ЦБ 25 декабря. Теперь российский Яндекс может предложить желающим либо выкупить, либо обменять акции. Если конвертируют только бумаги, купленные на Мосбирже, навес будет минимальным, но есть риск, что доли крупных игроков размоются.
1. Недружественная юрисдикция в совокупности с геополитикой давят на котировки.
2. Неопределенность условий и сроков реорганизации холдинга могут привести к потери части активов или снижению их стоимости. Если сделку по разделу бизнеса отложат, это негативно отразится на бумагах компании.
3. После заявления сооснователя компании Аркадия Воложа Яндекс перестал быть популярным у инвесторов.
4. Нехватка как IT-специалистов, так и руководящего состава тормозит возможности компании развиваться быстрее и эффективнее.
Нисходящее движение, которое началось в начале декабря, рассматривал как ретест к промежуточному уровню 2025, собственно говоря там и планировал докупать бумагу. Однако, как видно, цена до цели не дошла. В этом нет ничего страшного, будем ждать новую ситуацию по нашему паттерну.
На данный момент вернулись в диапазон 2300-2800 и теперь есть два варианта работы:
1) спекулятивный – после пробоя уровня 2621, на ретесте к образовавшейся под ним проторговке, можно поискать точку входа с целью к зоне 2783. Если движение пойдёт выше, можно просто удерживать позицию.
2) среднесрочный – дождаться проторговку под зоной 2783 и работать точно так же по паттерну, то есть ждём импульсный пробой, затем на плавном ретесте ищем точку входа. Первой целью движения выступит зона 3098.
Важно! Это не прогноз движения цены, это план моих действий.
Реорганизацию Яндекса с разделением российской и иностранной части бизнеса и смену ключевых владельцев и менеджмента рынок РФ воспринимает с осторожностью.
В краткосрочной перспективе раздел компании – магистральная тема. Согласно данным Forbes (статья#1, статья#2) обсуждение ведется вокруг судьбы держателей в Евроклире.
Среднесрочно динамика котировок акций Яндекса будет зависеть от экономических показателей, настроения на рынке акций, решения вопроса по реорганизации бизнеса.
В долгосрочной перспективе, стоит дождаться финального результата по сделке и только после этого принимать решение: либо выходить из актива, либо покупать бумаги IT-компании. “Спасибо капитан!” – но по другому здесь и не скажешь.
*не является ИИР
_______
🟢 Смотрите другие идеи по рынку в нашем telegram-канале
👉 Если было полезно, поставьте, пожалуйста, лайк)
Это все замечательно, но Яндекс не платит дивиденды, просто потому что не хочет. А почему собственно Яндекс должен хотеть нести деньги акционерам? Какое влияние котировки акций Яндекса даже теоретически могут иметь на сам Яндекс? Яндекс в нужный ему момент использовал фондовый рынок в своих целях и дальше у него нет никаких обязательств относительно акционеров. Яндекс пересчитает зарплаты себе и сотрудникам, проведет сделки, впихнет деньги в инновационные рисковые продукты — сделает все, чтобы в графе чистая прибыль там была цифра как можно меньше. Яндекс уже много лет делает то, что наш рынок только сейчас учится делать — зарывать чистую прибыль в разного рода затраты и говорить, что «мы нищие, у нас ничего нет, вон смотрите чистая прибыль 1\50 нашей капитализации, что с нас можно взять?». При этом, еще и налоги максимально льготные.
Учитесь у Яндекса. И не инвестируйте в компании без прямого возврата капитала акционерам, проще говоря в токсичные. Мы не в америке находимся и «айти техи» у нас и в Америке это только фраза чтобы оправдать некоторое поведение.