👨💻 все уже наверняка наслышаны про предстоящие IPO на Мосбирже, которые стали проводиться по несколько раз в месяц. Также, многие могли заметить активные анонсы SPO компаний: В сентябре его провела ТМК, сейчас Инарктика и Софтлайн.
📊 А еще, если следили за российским рынком, наверняка помните про новости о регулярных байбэках (когда компании выкупают свои же акции) с начала 2022 года до середины лета 2023.
Для тех, кому лень читать, тезис следующий:
📈 IPO/SPO бум в конце 2023 и череда байбэков с 01.2022-08.2023 определяют падение российского рынка в дальнейшем с текущих позиций. СЕЙЧАС АКЦИИ НАХОДЯТСЯ НА ПИКАХ И БУДЕТ СУЩЕСТВЕННОЕ ПАДЕНИЕ.
📚 Итак, для начала обратимся к теории, чтобы громкие заявления вас не пугали:)
📍IPO – первое публичное размещение компании на бирже.
📍SPO – процедура публичной продажи акций компании, осуществившей ранее IPO.
📍Байбэк – выкуп эмитентом собственных акций.
?!С какой целью их проводят?!
✅ Цель IPO и SPO – привлечь как можно больше инвесторов и продать им часть бизнеса.
✅ Цель Байбэка – выкупить у инвесторов часть своего же бизнеса.
☝️Естественно, что у этих процедур есть куча других целей: узнаваемость бренда, привлечение капитала для развития, расширение free-float и тд.
Но по большому счету всё просто:
✔️ Если компания проводит первичное и вторичное размещение акций (IPO и SPO) – ей нужны бабки.
✔️ Если компания проводит байбэк – она готова тратить бабки на развитие своего бизнеса.
🤓 Ежу понятно, что менеджмент и сотрудники компании как никто другой знает внутреннюю ситуацию с операционкой и финансами компании. А еще тратятся огромные ресурсы на содержание своих же работников, на исследования рынка, на консалтинговые компании… В любом случае есть какие-то инсайды и видение будущего развития. Даже самый лучший аналитик в мире при любых раскладах получает так или иначе устаревшую информацию из отчетов компании и не может сыграть на опережение.
✍🏻 Естественно, что управленцы компании будут продавать акции своей же компании на пиках, а выкуп проводить тогда, когда виден потенциал роста!
Давайте обратимся к историческим фактам: на российском рынке бум выкупа акций пришелся как раз на период начала СВО:
🤔 С конца 2010-ых вплоть до начало СВО компании не так часто прибегали к этому приему, но в начале 2022 прорвало:
✅ Сбербанк, Полюс, Детский Мир, Самолет, Fix Price, TCS Group, GlobalTrans, Лукойл, Магнит…
Перечислять можно долго, короче говоря)
👨💻 Вот несколько конкретных примеров со статистикой по объемам выкупа, сроками действия программы и долей от оборота:
🥇Полюс
Объем: до $200 млн (около 15,4 млрд руб.; 1,4% от капитала)
Срок действия программы: 31.01.2022–31.07.2022
🍏Fix Price
Объем: до 4 млрд руб. (около 1,1% от капитала)
Срок действия программы: 24.01.2022–23.07.2022
⛽️Лукойл
Объем: до $3 млрд (около 231 млрд руб.; 4,8% от капитала)
Срок действия программы: 01.10.2019–30.12.2022
• (Лукойл запустил байбэк в октябре 2019 г., но фактические покупки начались лишь в ноябре 2021 г. на фоне просадки котировок)
🧮 Не буду даже приводить в цифрах на сколько с момента проведенных байбэков выросли акции компаний и сколько они заработали на переоценке своих же котировок. Вы и так все знаете)
☑️ Факты налицо: программы по выкупу акций были анонсированы в основном в начале 2022 года, когда индекс Мосбиржи упал на 15-20% на фоне геополитической напряженности. А сам вышеупомянутый выкуп пришелся на период пост – СВО. Как раз тогда, когда рынок находился на самом дне.
✍🏻 Нужно отметить, что в 2023 году, когда рынок существенно подрос после обвала, компании выкупали акции не у российских инвесторов, а у нерезидентов. Выкуп осуществлялся с большим дисконтом (иностранцам было выгодно избавиться от заблокированных акций даже за полцены). В этих случаях нет привязки к циклам фондового рынка.
✔️ А вот IPO в 2022 году было проведено лишь одно, и то в ноябре: на биржу вышел Whoosh-электросамокаты.
И то, выход Whoosh на биржу был обусловлен необходимостью в кратчайшие сроки получить капитал и насыщать рынок, чтобы не допустить поглощения Яндексом.
• SPO в 2022 году также было проведено лишь однажды: Positive technologies. Как и в случае с Whoosh, высокотехнологичной компании нужно было срочно захватывать рынок после ухода иностранных конкурентов, и для этого были привлечены средства.
✅ При этом только во 2 половине 2023 года будет 2 SPO (1 провели) и 7 IPO (4 проведенных).
Забавно, не правда ли?))
👨💻 Динамику по уже проверенным я мельком обозревал, но давайте еще раз:
✔️ Кармани: -25%
✔️ Хендерсон: -23%
✔️ Астра: -15% с пиков (IPO в плюсе при мизерной аллокации)
✔️ ЮжУралЗолото: +1%
✔️ ЕвроТранс: -3%
Риски потери средств как будто перевешивают профит, не так ли?)
Тем более, что участие в IPO преподносится для инвестора как «покупка развивающейся компании, которая вырастет в долгосрок».
✅ SPO ТМК также не внушает оптимизма:
Провели SPO по цене в 220₽.
Сейчас акции стоят 190₽ и не могут закрыть дивгэп уже несколько месяцев))
Сейчас хотят провести Инарктика и Softline, и все вполне может обернуться еще худшими цифрами.
🔎 А теперь посмотрите, какую активную рекламную компанию проводят компании: и всякие форумы для инвесторов, и мероприятия, и бесплатные опционы раздают при участии SPO, ну красота))
🤥 Причем от популярных блогеров вы часто не получите объективной оценки в данных случаях, так как нельзя исключать вариант, что за рекламу можно здорово наполнить карман, кто его знает?)
ИТОГ:
☑️ Цель IPO/SPO для компании – собрать бабки.
☑️ Цель выкупа собственных акций – заработать на их росте.
Если компании прекращают массовые байбэки и переходят на массовые IPO/SPO: сами эти компании ожидают падения котировок.
👨💻 Историческое свидетельство и широкая выборка за 2022-2023 год подтверждает догадки. Судя по всему, мы стоим на пороге серьезной коррекции.
Как-то так, господа и дамы.
Что думаете?
мой тг-канал: t.me/eggsinbaskets