В номинальном долларовом выражении — что, по мнению Шармы, является наиболее точным показателем относительной силы экономики — доля Китая в мировом ВВП начала снижаться в 2022 году, поскольку строгие меры по нулевому Covid оставались в силе на протяжении большей части года.
Несмотря на ожидания стремительного восстановления, в 2023 году доля Китая продолжит падать, достигнув 17%. Это ставит Китай на путь двухлетнего падения на 1,4 процентных пункта, такого снижения не наблюдалось с 1960-х и 1970-х годов, когда Мао Цзэдун руководил слабой экономикой, добавил он.
В то время катастрофический «Большой скачок» Мао всё ещё наносил ущерб экономике. Лишь в конце 1970-х годов, когда новое руководство перешло к рыночным реформам, экономика начала восстанавливаться.
В 1990 году доля Китая в мировой экономике составляла менее 2%, но к 2021 году она взлетела до 18,4%. Шарма отметил, что такого быстрого роста никогда раньше не наблюдалось.
Но при нынешнем спаде Китай не будет отвечать за рост мирового ВВП за последние два года, общий прирост которого оценивается в 113 триллионов долларов.
На Индию, Индонезию, Мексику, Бразилию и Польшу будет приходиться половина роста развивающихся рынков, добавил он позже, назвав это «ярким признаком возможной смены власти в будущем».
Со своей стороны, Пекин сохранил целевой показатель годового роста на уровне 5% и рассчитывает достичь его в этом году. Прогноз поддерживает Международный валютный фонд, который прогнозирует рост экономики на 5,4% в 2023 году.
Но Шарма отвергает использование реального роста ВВП в качестве показателя, заявляя, что это оставляет китайским властям возможность корректировать цифры в соответствии со своими прогнозами и скрывать возможность спада. В номинальном долларовом выражении ВВП страны упадет в этом году впервые с 1994 года, сказал он.
Среди ключевых факторов — растущее государственное вмешательство в бизнес Китая, продолжающиеся долговые потрясения, снижение производительности, сокращение числа рабочих и потеря иностранных инвесторов.
Тем не менее, президент Китая Си Цзиньпин сохраняет оптимизм и недавно намекнул на поворот политики во время встречи с президентом США Джо Байденом.
Среди ключевых факторов — растущее государственное вмешательство в бизнес Китая, продолжающиеся долговые потрясения, снижение производительности, сокращение числа рабочих и потеря иностранных инвесторов.