В течение последнего десятилетия или около того экономическая удача благоприятствовала северу Европы. Скандинавские страны, а также Германия, Польша и даже Великобритания могли похвастаться достойным ростом и занятостью.
Юг, напротив, пострадал сначала от кризиса евро в 2010-2012 годах и последующей болезненной корректировки, а затем от пандемии, которая нанесла больший ущерб его экономике, насыщенной туризмом, больше, чем большинству других стран.
Поскольку Европа сталкивается с новыми проблемами, такими как изменение климата и геополитические потрясения, экономическое состояние ее стран расходится по-новому, и это станет заметно в 2024 году.
Начнем с изменения климата. Европа стремится стать первым углеродно-нейтральным континентом. Чтобы это произошло, стране необходимо сделать поставки электроэнергии безуглеродными, а затем модернизировать промышленность, отопление и транспорт для работы на «зеленой» энергии. Это трудная задача. Для некоторых эта зеленая трансформация может стимулировать экономический рост, поскольку инвестиции увеличивают спрос, а географическое положение создает возможности. Места с большим потенциалом возобновляемой энергии, например, расположенные вдоль ветреного побережья Северного моря или практически во всей солнечной Испании, могут увидеть зеленый импульс для роста.
Но устаревшие отрасли будут испытывать трудности. Такие процессы, как производство цемента или стали, используют ископаемую энергию, которую трудно заменить дешево экологически чистой энергией. На мировом рынке, где торгуются такие продукты, у других производителей будут гораздо более низкие затраты на электроэнергию, чем у европейских, потому что они либо имеют природный газ сегодня, либо завтра будут в изобилии получать экологически чистую электроэнергию и водород. В тяжелой промышленности Германия является крупнейшим потребителем энергии в Европе, потребляя примерно в два раза больше, чем следующие по величине страны — Италия и Франция.
Автомобильная промышленность также сталкивается с новой конкуренцией, поскольку автомобили с двигателями внутреннего сгорания постепенно выводятся из обращения, а рынок захватывают электромобили. Недавно объявленное ЕС расследование субсидий Китая отрасли электромобилей показывает, насколько нервничает Европа по поводу этого нового конкурента. В результате пострадают страны с крупной автомобильной промышленностью – Чехия, Франция, Германия, Словакия и Испания.
Далее — демография. Компании по всей Европе уже пытаются найти достаточное количество работников. Уровень вакансий, отношение количества вакансий к общему количеству рабочих мест в экономике, превысил 4% в Австрии, Германии и Нидерландах во втором квартале 2023 года (средний показатель по еврозоне был чуть выше 1% в год, десятилетие назад). И каждый год большие когорты представителей поколения бэби-бума выходят на пенсию. В еврозоне проживает 23 миллиона человек в возрасте 60–64 лет, но только 18 миллионов в возрасте 15–19 лет. Среди крупных стран наибольший разрыв наблюдается в Германии, Италии и Польше. Во Франции или Скандинавии практически нет такого разрыва, а в Бельгии и Нидерландах он лишь небольшой.
Не все европейские страны могут компенсировать дефицит за счет увеличения миграции.
СВО предоставила экономике Чехии, Германии и Польши новый источник рабочей силы.
В 2024 году иммиграция снова будет доминировать в политических дебатах, поскольку нехватка рабочей силы усиливается, все больше украинцев решают вернуться домой, а мигранты из-за пределов Европы продолжают прибывать на ее берега.
Наконец, растущее геополитическое соперничество между Америкой и Китаем – и, как следствие, демократиями и автократиями – будет иметь экономические последствия для всей Европы. Страны с прочными торговыми связями с автократиями могут столкнуться с нарушением своих цепочек поставок или подвергнуться экономическому возмездию. Германия и Италия уже пережили один такой шок, а именно попытку шантажа со стороны России поставками газа. Они, наряду с некоторыми восточноевропейскими экономиками, такими как Польша, интенсивно торгуют с автократиями, в отличие, скажем, от Франции или Швеции.
ЕС, стремящийся к конвергенции экономик, уже сталкивался с расхождениями. Но с новыми видами, которые появятся на континенте в 2024 году, будет гораздо сложнее справиться.
P. S. Подпишитесь на канал «Куда идем? — будьте в курсе главного, что определяет нашу жизнь: политика, экономика, технологии. Подписывайтесь еще и на мой Телеграмм