Как быстро падают могучие. С момента выпуска Chatgpt год назад Сэм Альтман стал человеческим лицом революции генеративного ИИ. Совсем недавно, 16 ноября, соучредитель и руководитель Openai рекламировал преимущества ИИ руководителям и мировым лидерам на саммите АТЭС в Сан-Франциско.
Уже на следующий день он вылетел из компании. В сообщении в блоге на веб-сайте Openai говорится, что совет директоров «больше не доверяет» руководству Альтмана, поскольку «он не всегда был откровенен в своих общении с советом директоров». Еще один шок случился несколько часов спустя. Грег Брокман, председатель правления фирмы и еще один соучредитель, подал в отставку в ответ на увольнение Альтмана.
Это была тем более удивительным, что мистер Альтман, казалось, был на пике своих сил. Недавно он завершил мировое турне, во время которого все, от Нарендры Моди до Эммануэля Макрона, стремились встретиться с ним.
6 ноября он представил набор новых инструментов искусственного интеллекта на дне разработчиков Openai, сравнив его со Стивом Джобсом — параллель, которая сейчас кажется ироничной, учитывая, что в 1985 году Джобса тоже выгнали из компании, которую он основал. Один из руководителей стартапа говорит, что уход Альтмана и Брокмана так же серьезен, как если бы Ларри Пейджа и Сергея Брина выгнали из Google в первые годы ее существования.
Сотрудники и инвесторы Openai были ошеломлены этим шагом. Позже Брокман написал в Твиттере, что он и Альтман не знали о том, что происходит, за несколько минут до изгнания. По данным новостного сайта Axios, Microsoft, владеющая 49% акций компании, также до последней минуты находилась в неведении.
Акции Microsoft упали на 2% на этой новости, вероятно, потому, что амбиции компании в области искусственного интеллекта, включая долгожданный «второй пилотный проект» для ее пакета Office, зависят от доступа к технологии Openai.
Изгнание поднимает три больших вопроса:
что привело к неожиданному увольнению;
что это значит для фирмы, которая была на переднем крае генеративного искусственного интеллекта;
и что это означает для будущего самой технологии.
То, как сотрудники Openai, мир технологий и общество в целом отреагируют на ситуацию, будет иметь решающее значение для того, что произойдет дальше.
Правление пока не предоставило подробного объяснения своего решения. Основная теория гласит, что остальная часть совета директоров, собранная главным научным сотрудником Ильей Суцкевером, не согласилась с Альтманом в том, как фирма должна совмещать зарабатывание денег с безопасным выпуском своих моделей. Сотрудник Openai категорически называет ситуацию «государственным переворотом». Однако на встрече с сотрудниками, состоявшейся вскоре после этого объявления, Суцкевер опроверг эту характеристику, заявив, что совет директоров просто выполнял свой долг.
Если это правда, что изгнание Альтмана стала результатом разногласий по поводу безопасности искусственного интеллекта, это было бы самым драматичным выражением давней дискуссии, лежащей в основе истории Openai и всей отрасли в целом.
Openai была основана как некоммерческая организация в 2015 году г-ном Альтманом, Брокманом и Сутскевером, суперзвездой-исследователем искусственного интеллекта, и другими. Но в 2019 году, нуждаясь в деньгах для обучения моделей, требующих все большей компьютерной мощности, г-н Альтман возглавил создание внутри некоммерческой компании «ограниченной прибыли» и получил от Microsoft 1 миллиард долларов.
В 2021 году горстка старших сотрудников фирмы разочаровалась в более коммерческой ориентации фирмы и ушла, чтобы основать конкурирующий стартап под названием Anthropic. Запуск Chatgpt стал лишь одной главой в стремлении Альтмана превратить некогда крошечную исследовательскую лабораторию в гибкую, ориентированную на продукт компанию.
Что означает увольнение Альтмана для Опенай? Непосредственный эффект – хаос. Помимо Брокмана, ушли еще трое старших инженеров. За ним могут последовать и другие, особенно если изгнание стало результатом чисто стратегических разногласий.
Могут быть и финансовые последствия. Инвестор Openai назвал Альтмана «единственным незаменимым человеком» в стартапе из-за его первоклассных способностей в подборе персонала и сборе средств.
«Сэм — величайший сборщик средств всех времен… после Илона», — сказал он. Но, возможно, Openai больше не нуждается в Альтмане для найма персонала и сбора денег, поскольку фирма так хорошо известна и пользуется поддержкой Microsoft. Вот почему уход Брокмана, которого многие считают инженерным мозгом стартапа, является еще более обидным.
Openai в настоящее время ведет переговоры о привлечении средств на сумму около $90 млрд, что сделает ее одной из самых ценных частных технологических компаний в мире. Брокер частного рынка говорит, что до объявления на акции Openai не было «только спроса». По его словам, эта оценка теперь будет проверена.
Влияние на более широкую отрасль менее очевидно. Альтман подтолкнул Openai к «поставке» новых продуктов в мир, что дало ей преимущество первопроходца. Его конкуренты были вынуждены двигаться быстрее, чтобы не отставать.
Таким образом, OpenAI, более ориентированный на безопасность, замедлит всю отрасль, позволяя конкурентам догнать ее.
Стартапы в области искусственного интеллекта, создававшие продукты с использованием технологии OpenAI, теперь могут дважды подумать, прежде чем слишком тесно связывать себя с одной компанией.
И сам Альтман является подстановочным знаком. Написав на X, он пообещал, что «позже расскажет больше о том, что будет дальше».
Если дальше будет новая компания, драма может только начаться.
P. S. Подпишитесь на канал «Куда идем? — будьте в курсе главного, что определяет нашу жизнь: политика, экономика, технологии.
(Предыдущий канал Дзен заблокировал, якобы за накрутки, поэтому подписывайтесь еще и на мой Телеграмм )
тут чота туману напускают
тут где то прочитал, что пока ИИ пользуются те у кого своего И не хватает
это нечто типа протеза
ну и на здоровье им