Продажа жидких порошков, кондиционеров, шампуней — в розлив. Идея – пушка. А по цифрам — не очень.
Привет, дорогой читатель. Кот.Финанс специализируется на обзорах специфичных компаний. Мы зарабатываем на поиске алмазов среди junk bonds (мусорных облигаций). Уже рассмотрели пивоварню Афанасий, Henderson, Sunlight, новосибирскую сеть кофеен Kuzina, производителей протезов Моторика, перевозчика АльфаДонТранс, и множество других. Среди более известных имен – Делимобиль, Мвидео, Сегежа, Контрол лизинг.
«Чистая планета» торгует бытовой химией в розницу в интересном формате — в розлив. Под брендом компании работает 352 точки: 15 собственных, 191 точка франчайзи, 144 точки принадлежат партнеру компании. Бренд представлен в 47 регионах России и Казахстане.
Ассортиментный ряд не очень большой: менее 100 SKU
Формат прилавка достаточно необычен: 10-литровые канистры с кратким наименованием, характеристиками и «носиком» для розлива. Немного напоминает магазин разливного пива. Премиальным форматом здесь не пахнет, наоборот: в каждом видео-ролике на Youtube делается акцент на экономичности.
Полагаю, что маркетологи хотели совместить 2 акцента: экономия и экология, и по ошибке сделали акцент на первый. Хотя, ошибка это или нет – покажет время: в условиях жесткой конкуренции и постоянного снижения доходов населения ставка на экономию оправданна. Но зачем тогда фокус на премиум?
Это дебютный выпуск облигаций и он уже торгуется на Московской бирже по цене около 101% к номиналу. Объем всего 100 млн рублей, но и компания – почти микро. Рейтинга нет, и я бы удивился, если бы он был.
По традиции, начнем с аудиторского заключения. Почему их важно читать – мы писали здесь. Аудиторы оставляют пасхалки и намеки внимательным инвесторам. Так было с ТрансАэро, РосНано. В общем, внимательность позволяет хорошо зарабатывать.
Здесь аудиторы обращаю внимание на пересчет отчетности в связи с исправлением ошибок. Мы, по классике, берем отчетность РСБУ со СПАРК, и впервые встречаем такие значительные разночтения. Исправлено вообще все: от запасов и внеоборотных активов, до выручки. Без идей, как это возможно, просто примем это за данность.
Компания образована в 2019 году, фактическую деятельность начала в 2020. По сути, компания еще вчера была микро бизнесом. Так чего же мы требуем от отчетности? По итогам полугодия рост замедлился, и это вызывает вопросы: более 300 точек и такая маленькая выручка?
Отчасти да, ведь собственных — всего 15 магазинов. Франчайзинговые магазины идут как мелкий опт, т.к. конечная реализация – через другие магазины. А в опте меньше наценка. Что значит партнерские магазины – нигде информации нет. Франчайзинг – понятная история. Партнерка – нет.
Так, или иначе, 125 млн рублей за полугодие на 352 точки (не магазины, а точки) – это 59 тысяч в месяц на точку. Пусть даже если это без розничной наценки (через франчайзи). Выводы делайте сами
59тысяч рублей месячной выручки на 1 точку
Рентабельность низкая. В презентации партнерам «Чистая планета» говорит о наценке 168%. Точность поражает. А вот цифры не подтверждаю.
В активах преобладает дебиторская задолженность и запасы. Это более 90% всего имущества. В пассивах – капитал и долг. Все по классике.
Компания оставляет неоднозначное послевкусия. Посудите сами: идея – пушка: экологично, экономично. Не нашли здесь премиума. И не надо на это делать ставку, разливая в дешевые ПЭТ бутылки noname быт.хим.
По финансам смущает микро-формат и куча ошибок, которые пришлось исправлять компании перед выходом на рынок облигаций. Отраслевые риски – высокие: сегмент переполнен, но вытягивает свежая идея в розливе, и ставка на экологию, что в тренде. На взгляд котов, рентабельность низкая, но если сравнить с тяжеловесами розничной торговли (Магнит, Х5) – все норм, а скоринг ориентируется на средние значения по рынку.
Долг… Не понятно, зачем при выручке 200 брать в долг 100? Выручка на точку – микро, выручка растет на уровень инфляции. Куда деньги? Может второй квартал покажет, как все взлетит?
Подводя итоги, мы все чаще удивляемся «эффективности» рынка. Перед нами компания-стартап, которой хочется пожелать успешного развития и масштабирования. Но не на деньги частного инвестора с купоном на 2% выше ключевой ставки. Риск данного выпуска можно оправдать ставкой в 30%. И все равно еще надо много о чем подумать.
А как вы относитесь к формату бытовой химии в розлив? И к облигациям, конечно))
---
Кот.Финанс: каждую неделю новые обзоры компаний. Каждый день то, на чем можно заработать.
Формат хрень какая-то, облигации, судя по вашему обзору — тоже хрень.
Окей
Но, имхо, засада именно в экономичности. Эти экономы страшные скряги. Патологические скупердяи. Это тот контингент, который копейку лишнюю не потратит.
Да, эта тема для них, но они удавятся там что-то покупать, чуть больше чем ничего. Такая специфика психики.
Имхо, им бы продаться какой крупной сети, что бы была стойка в гипере, там, как побочка, оно пройдёт на ура. Хочется так думать.
Может быть они ( ритейлеры) дождутся пока этот формат помрёт, что бы запустить подобное у себя.
Вообще с этой темой, бытовой химией, всё как-то напряжно. Куча идей на ней померла. Хотя казалось бы.....
Мне вот достало ту же овсянку из пакетов доставать)
И вообще, я готов покупать оптом грубо говоря тонну бананов, заплатив сегодня, но забирать по мере необходимости.
Как мне кажется, можно модернизовать способ покупок.
Бананы тонна но растянуто во времени , скорее малореализуемо. И с пищевкой весовой не уверен. Я бы нет, а в целом, в союзе же было молоко на розлив, переработка стеклотары
А так то ведь можно и продукты в развес, как в старые добрые времена. Свернул кулечек из серой бумаги и насыпал макарошек хороняке. Потенциальные покупатели- пенсионеры и нищие слои населения. Но как уже сказано, главное- это неплатежеспособные клиенты. Этим не нужен Тайд в розлив, они берут Красную цену или Первым делом, коими и так уже забиты прилавки маркетов.
Из торговли перспективным вижу только формат магазинов у дома. Небольшие магазинчики с основной продуктовой линейкой по занижеными ценам. Один продавец, он же директор. Думаю часть маркетов в этот формат и преобразуются. У них и так уже одна касса из пяти работает. Скоро будут снижать размеры площади.
А мотаться будут, вот ей-ей будут))
В целом да, интересное сравнение
Я в 2007 работал с крупнейшей сетью аптек. Моя компания делала ремонты и отделку во вновь открывающихся точках. В месяц по несколько обьектов открывалось. Так вот помню на волне развития сети, некоторые аптеки были площадями по 200-300 м2 и работали в прибыль. После кризиса 2008 пошел процесс сокращения площадей, и уже точка в 100 м2 считалась очень большой. Думаю продуктовый ритейл ждет нечто похожее. Я вообще удивлен, почему эти гиганты ещё не переходят на мини формат. Какая-нибудь сеть «Магнитик» дворового типа площадью 100 м2. И стоит только одному начать, как остальные начнут копировать. Это в ритейле тоже дело четкое. Копируют друг друга моментально.
Ещё раз — вендинговому аппарату, аптечной, кстати, точке, пунктам выдачи, приемке в химчистку, банкомату, по ремонту: часов, ключей, цепей, одежды — площади тем более не нужны, но им нужен якорный ритейл. И они так и живут в симбиозе. И ни кто не в обиде. Все места заняты. Ты думаешь это всё я выдумал? Это всё перечисленное на примере одного гипера. Рядом ещё ларёк с мороженым, мини-пекарня, вендинговый аппарат с водой.
Хотя про симбиоз согласен, в этом что-то есть.
Правда не пойму зачем эти все прилипалы самому ритейлу? Есть немало магнитов вообще изолированных от ТЦ и всяких прилипал.
Был кстати как-то в провинции, арх. обл. Так вот заходил там в магазин какой-то сети типа светофора тамошнего… Это конечно нечто. Тупо склад в ангаре, без витрин. Заходишь, берешь с палетов и из коробок продукты и идешь на кассу. И народу много там пасется. Но вид конечно свинский.
Но это так, к слову, вспомнилось.
Спасибо за развернутый комментарий. С авто маслами согласен полностью. И я тоже бы не стал рисковать. А вот с жидким мылом или порошком - я бы воспользовался
Обратите внимание, какие запасы в конце года и какие в середине. Основные продажи у них идут скорее всего в 4 квартале, в частности в ноябре основные скидочные акции. Чистая маржа нормальная для сегмента, 10% это очень хорошо. Предположу до 3% упала в первом полугодии 23 из-за роста курса (закупочные цены выросли быстрее розничных). Думаю если причина в этом, то сейчас уже подтянуться должны обратно к 10%. Наценка в теории 160% может быть, просто считают без транспортных расходов и п.р., которые тоже капают в себестоимость, до валовой прибыли.
Выручка — не прибыль. Видно же, что при выручке 250, капитала у них только 25 остается. Т.е. 100 млн бустанут их на 4 года вперед.
Вообще рентабельность активов нужно смотреть. Не увидел в статье инфу. Этот выпуск скорее всего обошелся им около 23-28% годовых, с учетом всех комиссий и затрат. Если ROA меньше, то зря, если выше, то нет. Хотя по картинке активов предположу, что РОА у них в районе 50%, потому что кредитное плечо у них примерно 2 в 2021 году, а в 2022 году капитал удвоился (РОЕ в районе 100%)