На текущий момент признаков здорового восстановления китайской экономики не наблюдается как по внутренним причинам Китая, так и по причине стагнации промышленности у основных торговых партнеров.
Макроэкономическая ситуация
Сектор недвижимости — одна из основных отраслей в Китае, на которую приходится около 20% ВВП, включая смежные отрасли. В целом у китайских граждан сейчас низкий уровень доверия к девелоперам. В 2023 году новые выданные ипотечные кредиты за вычетом погашений в 2,5-3 раза ниже среднего уровня с 2013 года.
Китайские девелоперы продолжили снижать инвестиции в новую недвижимость, несмотря на то, что весь 2022 год вложения и так падали. Начатое строительство также рухнуло в прошлом году, а новые старты так и не восстановились до нормального доковидного уровня и составляют примерно 50% ниже нормы.
Вместе с этим инфляция стала нулевой. Рост составил +0,0% г/г в июне против +0,2% г/г в мае. Цены производителей снизились на 5,4% г/г в июне против 4,6% г/г в мае на фоне падения цен на сырье и слабого внутреннего и внешнего спроса.
PMI в производственном секторе в июне составил 49 пунктов, то есть производственный кластер в Китае сократился м/м, и снижение идет уже три месяца подряд.
Экспорт в июне упал на 12,4% г/г. Двузначными темпами сократился экспорт в США, Японию и ряд стран ЕС. Импорт снизился на 6,8% г/г, отражая слабость внутреннего спроса. Обе величины ускорили падение по сравнению с маем.
Однако совокупное финансирование экономики превзошло ожидания аналитиков. Общий кредит в июне составил 3 трлн юаней против консенсуса на уровне 2,3 трлн юаней — значение удвоилось по сравнению с маем.
При таких слабых результатах ВВП Китая вырос в 1 кв. на +4,5% г/г (+2,2% м/м), а во 2 кв. — на +6,5% г/г (+0,8% м/м).
Что делается для поддержания экономики
Для поддержания плана государства по росту ВВП в 2023 году на 5% г/г требуются дополнительные стимулирующие меры. Китай, видя достаточно высокую вероятность неисполнения своего прогноза по росту ВВП в 2023 году, начинает активизироваться.
Меры, которые уже приняты:
― Низкая инфляция в Китае и дефляционные тренды в промышленной инфляции позволили НБК (ЦБ Китая) снизить короткие ставки (от однодневной до одномесячной) на 10 п.п. Скорее всего, длинные ставки также снизятся на 10 п.п.
― Аналогично НБК разрешил крупнейшим банкам страны снизить ставки по депозитам, что поддержит маржу банков и простимулирует инвестиции.
― Среди менее значимых мер — точечная поддержка электромобилей. Китай объявил 6-месячное субсидирование EV, преимущественно в сельских регионах, где со стороны государства будут предоставлены дополнительные субсидии на покупку электромобиля. В ряде крупных городов субсидия составляет около 5000 юаней на 1 электромобиль. Но тут скорее сами производители EV участвуют в ценовых войнах с Tesla. В среднем в мае около 25% всех EV объявили о снижении цен на более чем 10 000 юаней.
Принятые меры не могут поддержать рост экономики Китая в полной мере, поэтому различные аналитические агентства и чиновники предлагают новые пакеты стимулирования. Основные обсуждения идут по поводу поддержки строительной отрасли, так как она занимает большую часть экономики страны. Каких-то конкретных предложений нет, но, скорее всего, будет озвучено льготное кредитование и рефинансирование ипотек в государственных банках по более низким ставкам. Также риторика НБК дает понять, что Китай не будет ужесточать ДКП, и политика останется мягкой.
На фоне падения китайских индексов многие аналитические дома снижают прогнозы по китайским акциям, что вызвано, в первую очередь, небывалым оптимизмом по поводу восстановления Китая (многие прогнозы в начале года были выше прогнозов самого Китая), а также преждевременным зимним ралли в акциях Китая.
Мы думаем, что это создает дополнительное окно возможностей для терпеливых инвесторов, так как ситуация в экономике Китая куда лучше, чем в остальных развитых странах, а политика направлена на стимулирование, а не ужесточение.
Наши фавориты среди китайских компаний
Мы считаем, что самым перспективным сектором в Китае является технологический во главе с Alibaba, JD и Tencent.
Во-первых, все эти компании ориентированы на потребителя и бизнес, а потребитель в Китае еще не проявил себя в полной мере. В Китае граждане накапливают сбережения рекордными темпами, особо не тратя деньги. Мягкая политика НБК делает кредит более доступным, а сбережения — менее выгодными, что в среднесрочной перспективе простимулирует как бизнес, так и население тратить больше.
Во-вторых, технологический сектор наконец-то выпал из опалы властей на фоне необходимости стимулирования экономики. Премьер-министр Китая Ли Цян недавно встречался с представителями крупных компаний сектора и похвалил их, назвав «первопроходцами эпохи» и призвав правительство на всех уровнях усилить их политическую поддержку. А Национальная комиссия по развитию и реформам выступила с заявлением, высоко оценив роль интернет-компаний в поддержании экономики. Особенно были отмечены заслуги Alibaba и Tencent.
В-третьих, каждая из этих компаний имеет свои драйверы роста:
Tencent — самая крупная технологическая компания в Китае с большим кол-вом сервисов, занимающих 1-2 места по популярности в стране. Tencent выигрывает от восстановления рекламного рынка и рынка видеоигр в Китае, а также активно оптимизирует структуру затрат, что помогает компании ударными темпами наращивать EBITDA.
Alibaba — самая крупная e-commerce площадка Китая. Помимо того, что мы ожидаем восстановления расходов потребителей с конца 2023 года, что напрямую поддержит финансовые результата холдинга, компания имеет и другие драйверы роста. Например, она выводит некоторые сегменты бизнеса на рынок в виде отдельно торгуемых компаний. Первый на очереди — Alibaba Cloud.
JD — вторая по популярности e-commerce площадка Китая. Менеджмент компании показывает высокий уровень эффективности в оптимизации структуры издержек, что позволит компании и дальше показывать х2 прирост EBITDA при скромном росте выручки на фоне пока еще слабого потребителя.
Дмитрий Новичков, Senior Analyst