Эпиграф: «Если у предприятия есть прибыль — значит у него плохой бухгалтер» (К.Бендукидзе)
Смартлаб в трауре.Очередной дивидендный шок (сколько уже их было — и не сосчитать ).На этот раз в Сургутнефтегазе.Надо сказать что ожидания — 4 рубля на привилегированную акцию — были изначально завышены( откуда взялись 4 — не понятно; у меня по оптимистистической оценке больше двух с полтиной не выходило).Но реальность — 80 копеек на акцию — оказалась хуже самых пессемистических прогнозов ( у меня рупь шестьдесят ) .
Теперь инвесторы мучаются сакраментальным русским вопросом — кто виноват, как такое возможно? В ходу три гипотезы.С негодованием отметаю две из них: пересмотр дивидендной политики — в Уставе ясно записано «Общество не имеет права выплачивать дивиденды по привилегированным акциям иначе как в порядке, предусмотренном настоящим уставом » ( по формуле приведенной в Уставе на дивиденды по прив. акциям направляется 7,1 % от чистой прибыли), и блокировка кубышки ( не конфискация, для конфискациии нет законных оснований) — которая на размер дивидендов никак не влияет. Третья гипотеза — убыток от продажи валютных сбережений — представляется маловероятной.Я невысокого мнения о сургутовских финансистах, но думаю и они понимали, что безналичные доллары и евро в зоне риска, находятся на недружественной территории, и могут быть в любой момент заблокированы — да и заморозка резервов ЦБ в первые дни невойны ясно дала это понять.И если кубышка не была заморожена одновременно с резервами ЦБ, то у Сурнутнефтегаза было по меньшей мере 3 месяца чтобы сделать это даже с прибылью.
Но есть и четвертая причина низких дивидендов — нежелание делиться с акционерами, что вполне в духе сургута ( смотрите дивидендную историю по обыкновенным акциям). Сделать это несложно — достаточно с помощью нехитрых манипуляций занизить прибыль ( еще и на налоге на прибыль скономить).По моим оценкам чистая прибыль даже ниже расчетных неприлично малых 87 миллиардов, и это при рекордных нефтегазовых доходах РФ в 2022 году… На это указывают равенство объявленных дивидендов по всем видам акций ( по Уставу размер дивиденда по прив. акциям не может быть ниже дивиденда по обыкновенным ) и дивиденд по прив. акциям не посчитанный с точностью до десятых долей копейки. Такое ощущение, что дивиденды назначили произвольно — для обыкновенных это характерно, но дивиденд по привилегированным таки рассчитывают..
В общем в свете данного события стоит пересмотреть риски инвестирования в акции сургута. Хотя возможно это была разовая спецоперация по принуждению к выходу из акций сургута. Выскажу мысль ( кому-то покажется парадоксальной, кому-то наоборот — реалистичной ): пресловутая кубышка — основной тормоз на пути роста капитализации сургутнефтегаза. Рынок, собственно, давно оценивает сургут без этой кубышки. Как только сургут перестанет быть кошеьком, стабфондом для группы лиц, ценобразование в акциях станет более справедливым, более рыночным.Всяко — контора, которая способна генерировать 400 ярдов операционной прибыли должна стоить значительно больше триллиона рублей.
… как-то багданович обмолвился об этом, при этом след год выборный.
предстоят траты на это и сколько под это надо резервов!