За последние два года Конгресс принял три законопроекта об инфраструктуре, полупроводниковых чипах и зелени, которые предоставят 2 триллиона долларов для изменения экономики.
Идея состоит в том, что благодаря действиям правительства Америка сможет реиндустриализировать себя, укрепить национальную безопасность, возродить заброшенные места, подбодрить рабочих и в то же время резко сократить выбросы углекислого газа.
Это самая амбициозная и дирижистская промышленная политика страны за многие десятилетия. В серии статей, которые начнутся на этой неделе, The Economist оценит гигантскую ставку президента Джо Байдена на преобразование Америки.
Байден идет на эпохальную политическую авантюру. Он действует на многих фронтах, потому что у него не было выбора.
Единственный способ получить большинство в Конгрессе — это связать желание демократов бороться с изменением климата с ястребиными опасениями по поводу угрозы со стороны Китая и необходимости иметь дело с забытыми местами в сердце Америки.
Каждое из этих опасений само по себе обоснованно. Но с точки зрения политики необходимость связать их вместе привела Америку во второй лучший мир. Иногда цели будут противоречить друг другу, протекционизм приведет союзников в бешенство, а субсидии приведут к неэффективности.
Чтобы понять масштабы происходящего, следите за деньгами. Закон об инфраструктуре выделяет 1,2 трлн долларов в течение десяти лет на дороги, мосты и кабели для новой зеленой сети.
Закон о микросхемах, который способствует производству полупроводников в Америке, предусматривает расходы на 280 миллиардов долларов.
Закон о снижении инфляции предусматривает субсидии на экологические технологии в размере 400 миллиардов долларов в течение десяти лет; некоторые аналитики предполагают, что реальная цифра составит 800 миллиардов долларов.
Деньги — это только часть картины.
С этим связано множество правил, от требований, чтобы батареи производились в Северной Америке, до ограничений на импорт и экспорт технологий по соображениям национальной безопасности.
Гигантский план, который имеет так много разрозненных целей, не может быть просто успешным или провальным. Его полные последствия могут не стать ясными в течение многих лет. Однако вам не нужно быть Айн Рэнд, чтобы задаваться вопросом, в состоянии ли правительство управлять таким амбициозным набором проектов.
Например, поскольку американские защитники окружающей среды поставили сохранение на первое место, требуется более десяти лет, чтобы получить необходимые разрешения для подключения проекта по возобновляемым источникам энергии в Вайоминге к энергосистеме Калифорнии.
Точно так же, если отрасли будут поощряться к тому, чтобы сосредоточиться на лоббировании, а не на инновациях и конкуренции, тогда затраты возрастут.
И некоторые цели противоречивы. Требование, чтобы рабочие места находились в Америке, было бы хорошо для некоторых рабочих, без сомнения. Но если «зеленые» продукты, такие как ветряные турбины, станут дороже, то «зеленый» переход тоже станет дороже.
И если другие западные страны уступят Америке жизненно важные отрасли в погоне за субсидиями или уклонении от ограничений на импорт, то в результате пострадают союзы, лежащие в основе безопасности Америки.
Действительно, может быть трудно реализовать все предприятие из-за отсутствия доступной рабочей силы. План никогда не создаст много солидных рабочих мест для рабочего класса: в сегодняшнем производстве роботы обслуживают сборочные линии.
Но Америке также может быть трудно найти достаточно краткосрочных строителей, необходимых для создания зеленой инфраструктуры. Безработица составляет 3,5%, что является 50-летним минимумом. Увеличение иммиграции могло бы помочь заполнить вакансии, но оно ограничено.
Политика, направленная на то, чтобы помочь женщинам вернуться на рынок труда, например раннее образование, была исключена из планов г-на Байдена. Таким образом, зеленые субсидии рискуют быть перенаправленными на более высокую заработную плату.
У администрации есть ответ для своих критиков. В нем говорится, что если Америка сможет разработать новые технологии, построить менее зависимые от Китая цепочки поставок и снизить стоимость чистых источников энергии, все будут в лучшем положении.
И у Америки есть существенные преимущества: богатый внутренний рынок, обширные ландшафты для солнечных и ветряных электростанций, трубопроводы для транспортировки водорода и резервуары для хранения углерода.
Его университеты и венчурный капитал делают его центром зеленых инноваций.
Страна уже всасывает иностранные инвестиции, чтобы работать вместе с субсидиями. И политика пользуется определенной степенью политического консенсуса. Хотя республиканцы менее заинтересованы в зелени, они еще более ястребино настроены в отношении Китая и еще более протекционистски настроены.
Чтобы помочь плану реализовать свои благие намерения, должны произойти три вещи.
Во-первых, усилия по развитию отечественной промышленности должны сопровождаться устойчивой программой торговой дипломатии.
Одним из способов создания блока в пользу более дешевого зеленого перехода было бы предоставление иностранным товарам доступа к американским субсидиям (при условии, что они не китайские, иранские или российские).
Во-вторых, субсидии должны быть ориентированы на технологии, которые еще не являются коммерчески жизнеспособными, такие как новые типы ядерных реакторов и улавливание и хранение углерода.
Государственные деньги, потраченные на перепрофилирование производства солнечных панелей, которые можно было бы производить дешевле в другом месте, будут потрачены впустую. В-третьих, для создания новой субсидируемой инфраструктуры Америке необходима реформа законов о разрешениях, возможно, с принятием федерального закона, который заменит интересы штата и местные органы власти.
Хорошо это или плохо, план Байдена по перестройке экономики коренным образом изменит Америку. Возможно, ему удастся справиться с авторитарным Китаем, удержать избирателей дома от принятия более радикальной и деструктивной политики и бросить вызов более мрачным прогнозам о последствиях изменения климата.
Но не питайте иллюзий, дерзко полагать, что способ справиться с тремя проблемами, которые слишком сложны для решения по отдельности, — это решить их все сразу.
Пост написан на основе статьи The Economist
Еще по теме:
В бюджете РФ — дыра. Россиян ждет урезание расходов на здравоохранение и ЖКХ, рост налогов и девальвация. Риски
Сценарии действия Путина и Запада. Перевод промышленности на военные рельсы.
Почему в 2023 году многих ждет полное уничтожение сбережений
Бенефициары, кому СВО-мать родна. 2.ВПК; агропром; новые хозяева ушедших западных бизнесов; чиновники/менеджеры низшего и среднего уровня
Пенсионер в Москве поработал курьером. За час доставки пеший курьер получает — 350 рублей, на машине можно заработать в час 550 рублей
Экономический психотип поддержки Путина и почему президент России не учитывает интересы бизнесменов и предпринимателей
Кассы самообслуживания не стали революцией и не оправдали ожиданий. Почему? Не экономят время покупателя и деньги магазина?
Расследование: насколько эффективно Сбер распоряжается деньгами граждан. Неочевидные траты: гольф-клуб, премиум-отель, вертолет, курорты...
Интересный жанр совещаний по экономике у Путина, которые прямо показывают, что ситуация в экономике аховая
P.S. Подпишитесь на проект «КОГоть» — “КраткоОГлавном” в Дзен, Телеграм, VK и Youtube