В 2022 году Россия перенаправила в Азию существенные объемы экспорта нефти по морю — приблизительно 80% объема нефти, который поставлялся в Европу и США в 2021 году, что стало возможным благодаря увеличению морских поставок. Рассмотрим подробнее, за счет чего удалось это сделать.
Морской экспорт в Азию, включая Турцию и экспорт в неизвестном направлении, но исключая Ю. Корею и Японию, вырос с 1,1 мбс в январе 2022 года до 3,14 мбс в январе 2023 года (на 2,1 мбс или почти в 3 раза). Экспорт в Ю. Корею и Японию снизился с 0,3 мбс в январе 2022 года до нуля в январе 2023 года. При этом поставки в неизвестном направлении увеличились с нуля в январе 2022 года до 0,5 мбс в январе 2023 года. Экспорт в Китай по трубопроводу ВСТО и через Казахстан в 2022 году остался примерно на уровне 2021 года, а именно около 0,8 мбс.
Таким образом, общий объем экспорта из России в Азию вырос с 1,8 мбс в 2021 году (без учета Ю. Кореи, Японии и СНГ) до 3,9 мбс в январе 2023 года (+2,1 мбс) за счет увеличения поставок именно по морю (всего по состоянию на январь объем экспорта в Азию составляет 3,9 мбс — это около 87% от общих поставок в Азию, Европу и США в 2021 году, когда в сумме поставлялось около 4,4 мбс).
В 2021 году Роcсия экспортировала нефть в Азию в основном по ВСТО и из порта Козьмино. В 2022 году она начала перенаправлять поставки за счет западных портов (в Балтийском и Черном морях). Отгружаемые объемы из этих портов выросли с 0,16 мбс в январе 2022 года до 1,66 мбс в январе 2023 года (+1,5 мбс).
По данным Bloomberg, до 5 декабря 2022 г. из всех танкеров, которые экспортировали российскую нефть, 47% были европейскими, 22% — российскими; после 5 декабря 2022 г. (с момента вступления в силу эмбарго на российскую нефть) 31% танкеров были европейскими, 35% — российскими (данные на 13.01.2023 г.). Также выросла доля танкеров неизвестных судовладельцев («теневой» флот), но она по-прежнему ниже, чем доля европейских танкеров.
По нашей оценке, российских танкеров хватит для экспорта максимум 1,6 мбс нефти в Азию. Также, по данным Braemar, в 2022 году судовладельцы, связанные с Россией, могли закупить до 109 танкеров, в том числе:
• до 29 танкеров VLCC (каждый вместимостью от 2 млн баррелей нефти);
• 31 танкер Suezmax (каждый вместимостью около 1 млн баррелей);
• 49 танкеров Aframax (около 700 тыс. баррелей).
С учетом «теневого» флота российских танкеров, по нашей оценке, должно хватить, чтобы поддерживать морской экспорт нефти в Азию на текущем уровне — 3 мбс.
Подытожим: рост экспорта нефти в Азию в 2 раза по сравнению с уровнем 2021 года в значительной мере компенсировал снижение поставок в ЕС. Удалось перенаправить приблизительно 80% от объема поставок в Европу и США в 2021 году за счет существенного увеличения морских поставок в Азию из западных портов. Экспорт осуществляется с использованием европейских танкеров (31% танкеров после 5 декабря 2022 г.), которые, вероятно, могут использоваться, пока цена на нефть ниже «потолка». При этом, по нашей оценке, российских танкеров и танкеров «теневого флота» могло бы хватить, чтобы поддерживать морской экспорт в Азию в текущем объеме – около 3 мбс.
Напоминаем, что с февраля вступает в силу эмбарго на нефтепродукты, перенаправить которые в Азию уже сложнее по техническим причинам, что и будет главной причиной снижения добычи в России, по нашему мнению.
Наталья Шангина, Senior Analyst
Переток приводящей энергии для этого колеса состоялся
Будет ли толк от этого РФ? Или это колесо вырастет в объёме и захочет либо будет вынуждено прокатиться по её территории?