«Как я мог быть таким идиотом?» — Если вы никогда в ярости не задавали себе этот вопрос, значит, вы не инвестор. Так начинается эта отличная книга.
В книге «Мозг и деньги» автор используя последние достижения нейробиологии, очень подробно разбирает механизмы принятия финансовых решений нашим мозгом.
В книге приводятся результаты многочисленных исследований, о том как работает наш мозг. Каким образом принимает те или иные решения, что чувствует, чего боится, как относится к одним и тем же событиям, в разном эмоциональном состоянии.
Книга наполнена примерами, результатами исследований.
Если есть всего два слова, чтобы дать ей характеристику, то вот они: «Книга – бомба».
Рекомендую ли я её к прочтению? Однозначно – Да!
А вообще, пожалуй, первый раз захотелось написать мини обзор на книгу.
Поехали!
Все знают, что нужно покупать дешево и продавать дорого, — и все же слишком часто мы покупаем дорого и продаем дешево.
Все знают, что обхитрить рынок почти невозможно, — но почти все думают, что могут это сделать.
Все знают, что панические продажи – плохая идея. Однако компания, которая объявляет, что заработала 23 цента на акцию вместо 24, может за полторы минуты потерять 5 миллиардов долларов рыночной стоимости.
Одна из ключевых концепций книги заключается в том, что мозг инвестора часто заставляет его делать вещи, бессмысленные с точки зрения логики, но совершенно понятные с точки зрения эмоций.
Наш мозг изначально был создан, чтобы в первую очередь действовать ради увеличения наших шансов на выживание и избегать того, что эти шансы уменьшит.
Инвестирование требует, чтобы решения принимались с учётом данных из прошлого и догадок в настоящем в отношении рисков и вознаграждений, которые можно получить в будущем. Эта необходимость пробуждает в нас надежду, жадность, дерзость, удивление, страх, панику, сожаление и счастье.
Денежная потеря или выигрыш – не просто финансовый или психологический результат, это биологическая перемена, которая оказывает глубокое физическое воздействие на мозг и тело.
Нейронная активность мозга человека, чьи инвестиции приносят деньги, неотличима от нейронной активности мозга человека, находящегося под воздействием кокаина или морфия.
После двух повторений стимула, человеческий мозг автоматически, бессознательно и неконтролируемо ожидает третьего повторения.
Как только люди приходят к выводу, что доходность инвестиций «предсказуема», их мозг «испытывает» тревогу, если эта очевидная модель нарушается.
Информация о финансовых потерях обрабатывается в тех же структурах мозга, которые реагируют на смертельную опасность.
Ожидание как хороших, так и плохих событий часто бывает более интенсивным, чем их переживание.
У каждого из нас есть две системы принятия решений.
Первая – Рефлексивная (интуитивная) система.
Она позволяет оценивать входящую информацию с огромной скоростью по базовой шкале от «плохого» до «хорошего». Эти оценки переходят в эмоции, побуждая тело к действию.
Рефлексивная система работает так быстро, что мы реагируем и действуем ещё до того, как сознательная часть нашего мозга поймёт, что случилось.
Эти процессы протекают автоматически и находятся ниже уровня сознания, что позволяет нам не замечать происходящее вокруг, если только речь не идёт о рисках и вознаграждениях, которых нам надо избегать или добиваться.
Вторая система – рефлективная (аналитическая). Является жизненно важным противовесом рефлексивной системе.
Эта система сосредоточена в префронтальной коре головного мозга — «здесь нейроны делают выводы из обрывков информации, упорядочивают прошлый опыт в узнаваемые категории, формируют теории о причинах изменений вокруг нас и планируют будущее» и в теменной коре – «происходит обработка вербальной и числовой информации».
Человеческий разум является «когнитивным скрягой», склонен уклоняться от усилий связанных с тяжкими умственными усилиями.
«Если рефлективная (аналитическая) система не может легко найти решение, рефлексивный (интуитивный) мозг берёт ситуацию под контроль, используя сенсорные и эмоциональные сигналы в качестве клавиш быстрого доступа»
Ожидание финансовой выгоды приводит рефлексивную часть мозга инвестора в состояние повышенной боевой готовности.
Так устроен наш мозг. Силы системы ожидания обращают наше внимание на возможность (!) получения вознаграждения, но эти же системы заставляют нас думать, что будущее лучше, чем оно оказывается на самом деле!
Получать деньги приятно, но не так приятно как ожидать их получения!
Именно поэтому хорошие новости часто оказываются плохими. «Как только появляются хорошие новости, которых так долго ждали инвесторы, острые ощущения исчезают», начинаются распродажи акций.
Есть ещё одна особенность ожидания. Наш рефлексивный (интуитивный) мозг очень чувствителен к изменениям сумм вознаграждения, но при этом почти не реагирует на изменение в вероятности вознаграждения. Т.к. ожидание вознаграждения обрабатывается рефлексивно (интуитивно), а оценка вероятностей происходит рефлективно (аналитически), то людям свойственно, например, играть в лотереи, при чем привлекательны будут скорее лотереи в которых большие выигрыши, пусть и с меньшими вероятностями, чем наоборот!
О прогнозировании. «Люди обладают феноменальной способностью обнаруживать и интерпретировать простые паттерны. Именно это помогло нашим предкам выжить в опасном первобытном мире».
Три важных открытия о влиянии дофамина:
Получение ожидаемого не даёт выброса дофамина.
Неожиданный выигрыш возбуждает мозг. Дофаминовая система заинтересована больше в новых стимулах, чем в старых. Такой выброс дофамина побуждает нас идти на риск.
Если ожидаемое вознаграждение не наступает, дофамин перестаёт выделяться. Мозг проваливается в мотивационный вакуум.
«В Гарвардской медицинской школе нейробиолог Ханс Брайтер сравнивал мозговую деятельность кокаиновых наркоманов, ожидающих получения дозы, и людей собирающихся ввязаться в прибыльную финансовую авантюру. Сходство не просто поразительное, оно пугающее».
Как только мозг узнаёт, что может сигнализировать о вознаграждении, нейроны выделяющие дофамин не будут больше срабатывать на выигрыш, вместо этого они будут срабатывать на сигнал о его приближении. Отсюда зависимость от прогнозов.
«Внутри каждого из нас скрывается мошенник, который вечно уговаривает нас преувеличивать наши собственные возможности. Чем менее искусны или опытны вы в чем-то, тем усерднее ваш внутренний жулик убеждает вас, что вы это делаете прекрасно».
А ещё каждому человеку свойственно «ретроспективное искажение» – когда мы узнаем, что произошло и считаем, что с самого начала всё знали.
Спрашивать: «Почему?» – четыре или пять раз – хороший способ узнать пределы ваших собственных или чьих-то ещё знаний, это позволяет определить действительно ли вы или ваш оппонент разбираетесь в вопросе либо же это излишняя самоуверенность.
А вот что автор говорит о риске. Оказывается, что общепринятое мнение о том, что у каждого из нас есть определённый уровень толерантности к риску не более чем ложь. На самом деле восприятие инвестиционного риска постоянно меняется в зависимости от воспоминаний о прошлом опыте, настроения в текущий момент, в какой вы «полосе» – белой или черной – сейчас находитесь. Принятие решения очень сильно зависит от того, как поставлена задача.
Наш мозг по разному реагирует на шансы выраженные в процентах (например 10%), и на шансы, выраженные в частоте (1 из 10). Проценты абстрактны – их сложнее осмысливать. Риск потери 10% от капитала возможно не сильно вас испугает, а вот например потерять 1 млн из 10 млн это уже совсем другая реакция, хотя суть не меняется.
Несколько глав посвящено эмоциям – страху, удивлению, сожалению.
Страх определяется тем, насколько ярким, контролируем или потенциально катастрофическим кажется риск. Например, многократные исследования показали: люди считают, что огнестрельное оружие представляет больший риск, чем курение. Хотя смертность от курения значительно более вероятна, чем от огнестрельного ранения.
Внезапное падение рынка, как правило, тревожит сильнее, чем длительное и медленное, но при этом более глубокое.
Удивление нам дано для того чтобы мы при встрече с чем-то новым и неожиданным – отключали мозг от автопилота как раз для того, чтобы отреагировать на то, что изменилось.
Это помогает в обычной жизни, но зачастую сильно вредит в инвестициях на финансовых рынках.
На финансовых рынках даже незначительная перемена может побудить к серьезным перестройкам в наших действиях, независимо от того, оправдан ли действительно внезапный сдвиг в стратегии.
Слишком много хороших вариантов создаёт «перегрузку выбором», порождая рой потенциальных сожалений.
Когда мы спрашиваем себя «Что могло бы случиться если.....?» — это создаёт альтернативную вселенную, в которой результаты всегда известны, а правильные действия всегда очевидны. Чем легче нам будет перенестись в один из этих воображаемых миров, тем больше сожалений об ошибке, которую совершили в реальном мире.
Для многих людей искушение потратить деньги сейчас побеждает настрой откладывать деньги на потом. Согласие на немедленное вознаграждение приведет к выбросу дофамина, который мы не получим, выбрав отсроченный приз (если только он не будет намного больше). Эмоциональные системы в рефлексивном мозге фиксируются на сиюминутных затратах, не давая рефлективном мозгу осмыслить будущие выгоды.
На этом краткий обзор заканчивается, если вы хотите более глубоко понять почему наш мозг принимает те или иные решения, однозначно рекомендую книгу к прочтению.
Обид вообще никаких! Спасибо за обратную связь про отзыв👍