МТС — один из немногих оставшихся «дивидендных аристократов» российского фондового рынка. Компания стабильно платит дивиденды с начала 2000-х годов, но с каждым годом делать это становится все сложнее. Какой может быть новая дивполитика и позволят ли финансы компании платить щедрые дивиденды в дальнейшем?
Экосистемы больше не в ценеВ 2020-2021 гг. менеджмент МТС активно представлял компанию как целый «экосистемный холдинг», с телекоммуникационным бизнесом, банком, медиа- и другими сервисами. На фоне повышенного интереса к российскому рынку со стороны розничных инвесторов в тот период, в сочетании с повышенными дивидендами подход оправдывал себя: котировки в моменте росли вплоть до 350 рублей за акцию.
Сейчас ситуация иная. Вместо развития экосистем мы наблюдаем консолидацию и обмен активами между крупными игроками вроде Сбера, Яндекса и ВК. А после введения масштабных санкций акции МТС перестали торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже, что автоматически сократило базу потенциальных инвесторов. В результате дивиденды снова оказываются в фокусе внимания, когда мы затрагиваем инвестиционный кейс МТС.
Финансы поют романсы?Кратко напомним ключевые параметры бизнеса МТС на текущий момент:
Это важно для понимания, насколько рост дивидендов соотносится с ростом бизнеса. А дивиденды, тем временем, растут: если в 2016-2018 гг. компания платила 26 рублей на акцию, то в 2019-2021 уже от 29 до 41 рублей. Достаточно серьезный рост для компании, чей бизнес растет не настолько стремительно.
Как можно более высокие дивиденды нужны главному акционеру МТС, холдингу АФК Система. Без этих дивидендов АФКС не сможет обслуживать свой обширный долг в размере более 944 млрд рублей. Однако выплата дивидендов, в свою очередь, приводит к увеличению долговой нагрузки самого МТС: чистый долг сейчас составляет 414 млрд рублей при соотношении Чистый долг / OIBDA 1,9х. Пока что эти цифры не звучат критично, но побочный эффект от высокого долга проявляется уже сейчас. В этом году ежеквартальные выплаты по процентам выросли с 7-9 млрд до более чем 15 млрд рублей, ЦБ РФ при этом планирует плавно повышать ставку в 2023 году. Любое дальнейшее увеличение долга будет приводить в том числе и к увеличению суммы выплат по процентам, об этом стоит помнить инвесторам.
Платить нельзя отказываться?Текущее положение МТС позволяет продолжить платить дивиденды, однако все более очевидно, что компания упирается в «потолок» способности делать фиксированно высокие дивидендные выплаты. Менеджмет отложил утверждение новой дивидендной политики до весны 2023 года, поэтому сейчас есть предостаточно времени, чтобы прикинуть, какой может быть новая дивполитика.
Держим в уме то, что АФК Системе нужны дивиденды, чем больше — тем лучше для АФК. С учетом финансового положения МТС наиболее разумным подходом был бы минимальный фиксированный дивиденд (который почти гарантированно будет значительно меньше текущих фиксированных выплат) с дополнительной частью, которая будет платиться в зависимости от динамики финансовых показателей. Не факт, что подобный подход понравится тем инветорам, которые привыкли к большим фиксированным дивидендам, но для менеджмента краткосрочная просадка в акциях уж точно менее опасна, чем долгосрочная перспектива столкнуться с банкротством компании.
ЗаключениеЧем больше дивидендов МТС будет платить в ближайшие годы, тем более спекулятивный характер эти дивиденды будут приобретать в будущем, на фоне все менее благоприятной ситуации с долговой нагрузкой и скромным ростом бизнеса. У компании есть возможности для краткосрочного «латания дыр», например, в виде продажи башенного бизнеса, что могло бы принести дополнительные 90-100 млрд рублей по оценке источников Коммерсанта. Тем не менее, для долгосрочной устойчивости МТС необходима гибкая дивидендная политика, которая будет учитывать и интересы акционеров (включая АФК Систему), и долговую нагрузку, и свободный денежный поток.
https://t.me/investorylife — наш основной ресурс с идеями по рынку, трансляциями и океаном полезной информации