Веселуха в маржинальности переработки нефти — в США и Европе похоже острая нехватка дизеля.
Маржа переработки с барреля уже выше цены самого барреля)) в США сейчас под 90 баксов, в Европе около 70 (пару дней назад был пик в 82).
НПЗ лукойла все ещё купаются в шоколаде, как и отечественные экспортёры дизеля (Роснефть, лукойл, татнефть и другие). С 5 февраля будет сложнее, но кому — нам или им?
И почему одни нпз в сша могут только перерабатывать лёгкую нефть а другие только тяжёлую?
Может я конечно ошибаюсь, но получать светлые продукты (как в том числе дизель), проще всё-таки из более лёгкой нефти, тяжесть нефти в основном только проблем в переработке добавляет, а не прибавляет светлых продуктов.
На установках первичной переработки может перерабатываться практически любая нефть. При этом чем тяжелее нефть, тем больше в ней тяжелых остатков (ВГО), которые требуют дальнейшей переработки. Соответственно, дальше этот остаток идет на гидро- или каткрекинг (первый больше нацелен на дизель, второй на автобензин), чтобы отбить еще одну часть свтелых. Остаток с этих процессов идет на коксование, где отбиваются остатки светлых, или реализуется в товарном виде (мазут).
Чтобы получить товарный дизель и бензин нужны еще облагораживающие процессы — гидроочистки (убирает серу), изомеризации (производит высокооктановый компонент для бензина) и т.д.
В принципе никакой привязи к сырью у НПЗ нет, просто если загрузить первичку на 100% Urals на заводе, который перерабатывал WTI, то он не сможет переработать весь тяжелый остаток и его эффективность снизится. Надо либо мешать разные сорта нефти, либо загружать его не полностью.
С дизелем история другая. Европейская переработка уже лет 15 находится в кризисе из-за того, что на рынке были очень низкие маржи. Маржи были низкими, потому что федеральный бюджет России субсидировал свою ну и попутно белорусскую нефтепереработку. В результате маржа российского НПЗ, хотя он в среднем был технологически хуже европейского аналога, была существенно выше мировой и он гнал сначала кучу мазута, а теперь дизеля на экспорт. Европейцы из-за этого свою переработку постепенно сокращали и наращивали экспорт дизеля.
Сейчас эта связь рвется и спрэды между нефтью и дизелем раза в 3 выше обычных. По бензину такой истории нет, поскольку Россия на экспортировала его в товарном виде и там спрэды слегка выше обычного.
Самое интересное будет в феврале. Если нам этот дизель не удастся пристроить на внешнем рынке (а это сложнее, чем пристроить нефть), то у нас может не стать автобензина, поскольку не производить дизель НПЗ не может и придется снижать переработку в целом.
Чем тяжелее нефть, тем выше её плотность и тем больше конечных продуктов из неё можно получить во всём спектре: бензины, авиационный керосин и дизтопливо, мазут, битум, асфальт.
Из лёгкой нефти выход товарных продуктов ниже, плюс преобладают лёгкие фракции, а в мире половина потребления приходится на дизель, мазут, плюс битум и асфальт нужны для дорожного строительства, так что лёгкая нефть не даёт всего спектра нужных продуктов. Но лёгкую нефть гораздо проще переработать технологически, особенно на устаревших НПЗ коих в США большинство.
США специально закупает у нас мазут, чтобы разбавлять свою легкую нефть, которая все более и более теряет плотность и из нее очень что либо все сложнее и сложнее..
Вообще все развитые страны балансировали свою переработку исходя из потребностей внутреннего рынка. США делали ставку на бензин, вот и производят 45% бензина. Европа хотела дизель, устанавливала более низкие ставки акцизов на нее и т.д., вот и потребляет его (из Urals можно производить те же самые 45% автобензина при желании). СССР топил мазутом, вот до 91 г. у него все прекрасно было с переработкой. А после начались проблемы.
Насчёт «гибких мощностей» не согласен. Иначе не пришлось бы им смешивать сорта перед нпз а гнали бы на переработку то что добыли.
В двух словах так.
1. Потребление нефти в США сейчас на уровне 1977 г., поэтому строить новые НПЗ там нет смысла, поскольку НПЗ у них разбросаны были по центрам потребления.
2. Дата запуска НПЗ вообще ничего не значит. Если вас пустят на московский завод, то вы там увидите совершенно новый НПЗ, который не имеет никакого отношения к тому, что там было в 1938 г., да и в 2000 г. тоже.
Ну а смешивание это экономическое решение. Легкие сорта стоят дороже тяжелых. Если это выгодно, то смешивают. В России тоже подмешивают конденсат к Urals, чтобы улучшить выхода, и борются за график по ВСТО на экспорт, чтобы получить премию по легкой нефти.
В вашей же логике индусы и китайцы не могли бы переработать Urals, которого до этого года в глаза, в большинстве своем, не видели до 2022 г.
Можете не соглашаться с реальностью, но это к психиатру скорее.
российская (и из Ирана) хороша для дизеля.
но у меня другой вопрос: а много ли этого дизеля потребляется в США?
он же грязный, а там экологические стандарты...
там бы офигели от того, что по центру Москвы дизельный ОТ ездит ((