
Марк Рич за 50-летнюю карьеру стал одним и самых успешных и противоречивых трейдеров в истории. Рич создал компанию, известную сегодня как Glencore, крупнейшего в мире посредника торговли сырьевыми товарами.
В начале 1980-х годов Ричу удалось провернуть свою, возможно, самую циничную и прибыльную операцию.
В те времена взлет цен на нефть с нескольких долларов до $30 за баррель привел к тяжелым последствиям для бедных африканских стран. Местные чиновники часто ездили на встречи со странами ОПЕК, чтобы получить скидки и не допустить дефицита топлива.
Трейдеры Марка Рича организовали такую встречу президента маленькой африканской страны Бурунди с правительством Ирана. На ней он договорился о стоимости поставок нефти в $27-28 за баррель, тогда как на мировом рынке цена составляла $30-35 за баррель.
Поставки должна была организовать никому не известная компания Cobuco, за которой в реальности стояла империя Марка Рича. Cobuco рассказала иранскому правительству, что нефть на танкерах будет доставлена нефтеперерабатывающий завод в Кении, а потом в виде топлива отправится в Бурунди.
Естественно, что танкеры до Кении не дошли. Вместо этого, Рич продал нефть на мировом рынке с премией, в том числе находящейся под санкциями за политику апартеида Южной Африке.
Комичность ситуации заключалась в том, что Бурунди, самой бедной стране мира по ВВП на душу населения, одного танкера было достаточно, чтобы обеспечивать себя топливом на 6 лет. Cobuco же организовала поставку нескольких десятков танкеров.
Трейдер из Cobuco признался, что компания заработала $5-8 с каждого барреля, а суммарная прибыль от сделки составила $40-70 млн, по тем временам это были огромные деньги.
Оплата поставок была отложена на 2 года. В те времена ставки в долларах составляли более 20%. Получив кэш от правительства Бурунди, Марк Рич вложил их в выгодные долговые инструменты, заработав еще больше.
Однако и власти Бурунди не остались в стороне, заработав с тех сделок 20 центов за баррель. Существуют большие сомнения, что эти деньги в итоге дошли до государственной казны.
Марк Рич был в восторге. В письме к своим сотрудникам он написал: «Нам нужно больше таких Cobuco». И он их получил. К концу 80-х появилось еще 4 подобных предприятия.
На основе отрывка из книги колумниста Bloomberg Хавьера Бласа «The World for Sale»
Ставьте лайк, если заметка интересна.
«Циничная сделка» — что-то новенькое. Если обманывают гопники на улице, то это лохотрон. Если обманывают белые господа, то это «циничная сделка».
Цинизм часто считают синонимом наглости и быдловатости, хотя это другое. Но тут-то он вообще при чем? Еще один белый джентльмен, сколотил состояние на костях неджентльменов. Это не наглость, не «пренебрежение общественными нормами», это и есть норма.